igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Вятские кудесники: как повысить зарплату, не потратив денег

В ходе "прямой линии" с россиянами президент Путин снова озвучил задачу, согласно которой в течение 2013 года во всех регионах страны уровень зарплаты учителей должен быть доведён до средней по экономике региона. Все понимают, чем сегодня может обернуться невыполнение президентского поручения, поэтому не стоит опасаться - уровень доведут. К тому же предоставление федеральной субсидии (за 3 года составившей около 1,3 млрд.руб., и это в разы превышает вложения консолидированного бюджета Кировской области) напрямую зависит от выполнения данного условия.

Как известно, статистика может всё. Вопрос лишь в том, как в действительности сравняются нужные числа. Ведь честный способ повышения зарплаты учителя только один - повышение должностного оклада. Если средняя зарплата в Кировской области 17 тысяч рублей, то оклад учителя должен быть с ней сопоставим. Уже не вспомнить, сколько раз после введения новой системы оплаты труда с 2009г. повышали учительские зарплаты, практически каждое полугодие - и на 5, и на 7, и даже ...надцать процентов. Каков же практический результат этого перманентного и широко освещаемого в СМИ роста? К настоящему времени оклад достиг аж пяти с небольшим тысяч. Впрочем, он всё ещё меньше того, который по отменённой единой тарифной сетке получал педагог с первой или высшей квалификационной категорией пять лет назад. Однако о честном способе достаточно, потому что региональной властью его реализация не рассматривается.

Ведь как у Остапа Ибрагимовича Бендера было 400 сравнительно честных способов отъёма денег, так у Никиты Юрьевича Белых с сотоварищи есть столько же сравнительно честных способов подъёма учительской зарплаты. Думаю, этот передовой опыт нельзя обойти вниманием.

Во-первых, повышение зарплат осуществляется за счёт пропорционального уменьшения всех прочих школьных расходов. Хитроумный закон области о нормативном бюджетном финансировании лишь условно определяет для школ сумму, направляемую на учебное оборудование и наглядные пособия, не запрещая расходовать её на заработную плату. Изначально он выступал инструментом медленного и мучительного умерщвления малокомплектных сельских и небольших городских школ ("мы не закрываем школы, они сами умирают"), а в нынешней ситуации позволяет направить деньги с библиотечных фондов, мебели учебных классов и образовательных ресурсов на оплату труда.

Во-вторых, рост учительских зарплат происходит посредством перераспределения выплат внутри учреждений. В свете учительского тренда никого не интересует, на каких условиях трудится обслуживающий персонал, иные педагогические работники. Завхоз, повар, водитель школьного автобуса, электрик - все на "минималке", производить им дополнительные выплаты, без которых они уйдут, и школы встанут, становится всё сложнее. Из учебных заведений продолжают изгоняться последние психологи, социальные педагоги, старшие вожатые и прочие "ненужные" штатные должности, не влияющие на учительский показатель. Спущенными сверху "долями в фонде оплаты труда" определяются предельные размеры выплат различным категориям работников, и здесь пострадали даже школьные администрации - как правило, достаточно надёжный и преданный сторонник власти. Вместо обещанных в прошлом году окладов, равных средней зарплате педагогического персонала по учреждению с повышающим коэффициентом до 8, в нашем районе, например, директора получили оклады по средней зарплате всего персонала с уменьшающими коэффициентами 0,8-0,9 (то есть 7-9 тысяч). То, что в правительстве решились посягнуть на школьный директорский корпус, всегда обеспечивавший необходимую лояльность в проведении ущербных реформ, свидетельствует, что дела региональных верхов совсем плохи.

В-третьих, централизованные бухгалтерии, до сих пор имеющие в проведении образовательной политики вес едва ли не больший, чем руководство и педагогические коллективы школ, изыскали прекрасную математическую возможность для улучшения статистики. С какой стати, поставили они вопрос перед директорами, в школах работают люди с маленькой нагрузкой? Зачем 4 недельных часа музыки (именно столько в учебном плане с 5 по 8 класс) ведёт какой-то учитель музыки, точно так же как могут вести специалисты своего дела 4ч изобразительного искусства, 10 ч географии, 10 ч физики или 8 ч химии (именно столько химии с 8 по 11 класс)? Пусть музыку ведёт географ, химию - физрук, физику - историк. С руководителями проведены беседы, нацеливающие их на проведение сокращений для выправления неблагополучной картины со средней зарплатой. Этой кадровой оптимизацией, когда сапоги начнёт тачать пирожник, стратегия правительства доводится до логического завершения. При мизерных окладах достижение обязательств возможно лишь при радикальном увеличении нагрузки на каждого конкретного педагога. И если в городах количество классов позволяет нагружать учителя двойной ставкой, то в сёлах будут пестоваться "мастера на все руки". В том и другом случае говорить о качестве школьных занятий не приходится.

Наконец, самая свежая придумка, на фоне которой меркнут остальные ухищрения, и их описание становится излишним. С апреля месяца в заработную плату сельских педагогов начали включать суммы предоставленных им льгот на жильё, электроснабжение и отопление. Льготы эти предоставлялись ещё старым законом "Об образовании" (с 1992г.), но не учитывались в зарплате, как, наверное, чиновниками не учитывались в своей зарплате льготное посещение стоматолога или проезд на служебном автомобиле. Коммунальные выплаты здорово помогут областному правительству в составлении необходимого рапорта о достигнутых успехах.
Tags: Кировская область, школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments