Когда зимой бегу по лыжне, порою мне кажется, что я несусь, лечу, просто парю и ощущаю себя кем-то вроде Зимятова или Гунде Свана. Восхищаюсь собой: лёгкость движения, мощные толчки рук, ровное дыхание. Но вдруг окрик за спиной: "Позвольте лыжню!" - и я с горечью отступаю, пропуская то каких-то девчушек лет двадцати, то пенсионеров в розовых трико. Мне тоже обидно. Успокаивает лишь обстоятельство, что фантастические грёзы, завышенная самооценка и шапкозакидательские настроения свойственны мне, как типичному представителю национального характера.
Всё самое огромное, дорогое, блестящее якобы должно быть в России. Иностранцы должны падать от потери чувств, созерцая наше величие. Если бы правительство решило собрать с граждан на займ "Газпрому", чтобы он поднялся на самый верх в рейтинге крупнейших компаний мира, то и малоимущие патриоты понесли бы, наверное, нескончаемой чередой.
"Евровидение" из той же оперы про национальную гордость. Неважно, что и как поёт представитель России, главное, утереть нос зарубежным конкурентам. "Провал" Пугачёвой в своё время расценивался как трагедия и халатное отношение к делу, а призовые места Билана, "Бурановских бабушек" или группы "Серебро" рассматривались сквозь призму державных достижений.
И неважно, что потом пело это "Серебро". Например, в прошлогодней "Песенке года", подготовленной телеканалом "Россия" для юных слушателей, эта "гордость России" в спортивных костюмах а-ля "пермская гопота" беззастенчиво проорало свой «шедевр»:
На твоих диванах сходим с ума мы,
Мы как две мадамы после нирваны.
Мы так летали, что не заметили твою мать,
И она сказала, что я просто бл"дь.
Мама Люба давай, давай, давай,
Мама Люба давай, давай, давай... (повторяется несчётное количество раз)
Дети были в восторге.
Успокаивает, конечно, что вряд ли кто из них понял содержание текста из-за гнусавого произношения певиц. Если вообще ещё кто-то пытается улавливать смысл хитов.
Дина Гарипова, в отличие от многих своих предшественников, в условиях конкурса много раз выступала достойно и на сей раз тоже. Можно справедливо восхищаться её талантом. Но чтобы министр иностранных дел превращал песенный конкурс в международный конфликт? Это тем более странно, что ни один министр до сих пор не обратил внимание на то, какой нравственный заряд группа "Серебро" и им подобные несут с телеэкранов юному поколению.
А ведь дети верят взрослым. Особенно тем, кто в красивых одеждах, надушенный и припудренный, стоит на сцене гигантского роскошного зала и выступает перед огромной аудиторией. Имеет возможность вещать на целую страну. Представляет полусказочный, возвышенный мир «звёзд».
На «Песенке года» было какое-то мельтешение лиц. Все открывали рты, суматошно передвигаясь по сцене. Платья менялись, но оставалось восприятие, что исполняется одна и та же бесконечная композиция, какая-то «Миронья» на современный лад - маловразумительный текст, однообразная музыка, аналогичные телодвижения, унифицированные голоса.
Сценаристы праздника не захотели себя утруждать, пошли проторённой тропой - дети выступали в дуэтах со «звёздами». На фоне «великого» Кобзона, «великолепной» Жасмин и прочих поющие ребята выглядели забавными умилительными погремушками, которых почти не было слышно. Ни хора, ни ансамблей, ни солистов, ни одного яркого коллектива или индивидуальности – лишь своеобразная оторочка для очередной демонстрации наряда из поднадоевших поп-див.
Один популярный певец передвигался по сцене точь-в-точь как обезьяна из комедии "Полосатый рейс". Дёргал задом, подскакивал в полуприседе, махал длинными руками. В паре с ним выступал мальчишка, усвоивший с репетиций исключительно повадки приматов, и мне было жаль его, приобретшего такой совершенно ненужный опыт.
Виктория Дайнеко с голливудской улыбкой выдала многократным припевом: "...мы сшиты с тобой слишком острой иголкой", и её юный партнёр, тысячи юных слушателей, восприняли эту ахинею за явление культуры…
Брюзжание? Я бы промолчал, иди речь о пьяной корпоративной вечеринке, где около столов с салатами и пельменями нечто гремит, грохочет, подвывает и голосит. Но тут в разгар дня детской публике преподносилась как высокое искусство убогая и фривольная дребедень. Ни одного произведения о дружбе, родине, школе, детстве, природе, братьях наших меньших. Сплошь - любовное томление, примитивные и пошлые песнопения на тему несчастной любви. Подражание кумирам телеэкрана в таком возрасте понятно, и противно, когда маленькие девочки изображают сексапильность, а мальчики - усталость от измен и абсента. А что им взять от большей части идолов российской поп-сцены?
Сам люблю, и знаю, как другие родители, просто взрослые люди, с удовольствием посещают концерты, устраиваемые детскими школами искусств. Сколько в России маленьких «звёздочек», сколько юных талантов! Вокалистов, танцоров, музыкантов, детских театров моды… Сколько самородков на российских просторах, которые не были и никогда не будут замечены продюсерами и не имеют шансов попасть на большую сцену. Обидно, что пока настоящая культура борется за жалкое финансирование и полуразрушенные здания, смердящая бездарность упивается своими творческими «откровениями».
Обидно, что министры стоят не на страже интересов миллионов талантов, а бросаются отстаивать потерянные баллы на популярном, но сомнительном с точки зрения культурной значимости мероприятии. Надеюсь, что Дина Гарипова в отличие от министра Лаврова понимает настоящую цену "Евровидению" и не переживает так остро свою "неудачу". Было бы здорово, войди она со временем в историю отечественной эстрады, как "халатная и засуженная" на таком конкурсе Пугачёва, а не вернувшееся с него со щитом "Серебро".