igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Categories:

Великорецкий крестный ход. "Всего за 15 тысяч, всё включено"

В прошлом году пришлось столкнуться со столичными туристами, которым ушлые московские ребята продали путёвки в Великорецкий крестный ход "всего за 15 тысяч", пообещав незабываемое путешествие к духовному роднику с предоставлением ночлега и питания на стоянках.

Каково же было их удивление, когда после десятичасового пути первого дня они, усталые и промокшие от ливневого дождя, прибыв в село Бобино (первое из четырёх мест, определённых для ночёвки), увидели пустой чан из-под каши около единственной полевой кухни. Теперь знают, конечно, что на питание могут рассчитывать до полусотни человек из тех 20-30 тысяч, что 3 июня отправляются в один из крупнейших крестных ходов России. Впрочем, если вопрос с продуктами для ужина можно было решить в ближайшем магазине, то гораздо большей проблемой стал поиск ночлега. Чуть более десятка установленных оргкомитетом палаток, спортзалы и коридоры местных бюджетных учреждений способны вместить лишь малую часть участников хода. Новичкам крайне сложно найти приют в частном секторе даже за деньги - обычно все те дома, в которых хозяева готовы принять паломников, заняты теми, кто ходит на Великую ежегодно.

С отсутствием крыши над головой нарастают бытовые проблемы. Нет доступа к воде: ни попить, ни умыться, ни вымыть руки. Если раньше в селе было несколько колонок, то теперь они ликвидированы - вода стала слишком дорогой, чтобы пользоваться ею без счётчика. Разведение костров запрещено, в конце весны объявляют противопожарный режим. Если в 90-е можно было устроиться в ближайшем леске, глядя на огонь, а потом поспать на согретой земле, то ныне за это грозит административный штраф (всю ночь дежурят полицейские, инспекторы пожарного надзора). Из тёмного леса люди всё равно идут в село, где есть фонари. Одно из самых главных неудобств - недостаток туалетов. Хотя в разных концах населённого пункта установливают биотуалеты, в них выстраиваются огромные очереди. В этом году, кстати, обещают кабинок больше, потому что снесли две общественные уборные. По предписанию Роспотребнадзора существование уборных зависело от оборудования шахтных колодцев для слива фекалий, но такие расходы местному бюджету оказались не под силу. Легче снести, нет туалета - нет проблемы. Так что справить нужду гостям села теперь можно будет исключительно во время прохождения здесь крестного хода, в полночь очередей практически нет.

Помыкавшись пару часов по деревенским улицам, так и не найдя места, куда приклонить голову, столичные туристы возмущались: "Почему нас здесь так встречают? Кто организатор хода? Почему люди поставлены в античеловеческие условия?". И завидовали жителям передвижных городков, которые приноровились брать с собой туристические палатки, автомобили сопровождения, пользоваться камерой хранения (функционирует и такая на протяжении всего пути).

Великорецкий крестный ход в нынешнем его виде - совместное детище православной церкви и областного правительства. Удивительно, но при отделении первой от второго, церковь фактически полностью самоустраняется от всяческих организационных мероприятий по проявлению заботы о собственной пастве. За неё это в какой-то мере делают власти: из бюджета выделяются два миллиона рублей, ремонтируются дороги, проводится противоклещевая обработка, отвлекаются значительные силы для обеспечения правопорядка, медицинской помощи, уборки мусора и др.

С одной стороны, церковь традиционно никак не содействовала людям, намеренным преодолеть все препятствия крестного хода. Это был личный выбор человека, и никто не стенал. Недаром их называли "трудниками". Это трудный путь: пять дней с молитвами, постом, с добром к окружающим людям, даже если они к тебе настроены неприязненно или даже враждебно. Я застал ещё те времена, когда милицейские посты ловили бабушек с котомками, обходивших все населённые пункты стороной. Но ведь часть старушек регулярно доходила до Великой: чем-то они питались, где-то ночевали, как-то самостоятельно лечили мозоли...

С другой стороны, рекламные кампании последних лет привели к резкому увеличению числа участников Великорецкого хода. Вряд ли можно назвать "трудниками" тех, кто берёт с собой в путешествие половину вещей своей городской квартиры, целый обоз, запасы вина (продажа алкоголя по пути следования паломников запрещена), из года в год умудряется разбивать палатки на грядках клубники (ну, не знают, как выглядит это растение!) или даже на полу в здании школы, оправляется в ближайших кустиках, с пеной у рта требует себе "условий", как будто ему обязаны за решение осчастливить мир "дорогой к храму". Крестный ход превратился в большой турпоход и, кажется, скоро религиозная составляющая в нём будет низведена до минимума. Достаточно понаблюдать, как ведёт себя основная масса паломников - на вечернюю службу остаётся, в лучшем случае, десятая часть.

В сложившейся ситуации, представляется, церковь могла бы отсеять сомнительных попутчиков: например, организовать ночлег действительно в полевых условиях для всех без исключения. Если же мероприятие сводится к бизнес-проекту, и массы с непонятными целями ему нужны, то, наверное, стоило бы перехватить инициативу у московских мошенников, начав взимать плату с любопытных туристов. По всей видимости, количество фирм, предлагающих дешёвые путёвки в ход с многовековой историей к месту обнаружения чудотворной иконы в ближайшие годы будет только возрастать.
Tags: Великорецкий крестный ход, Кировская область, Слободской район, культура, общество, религия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments