Инспектор обнаружил три дверных проёма, ширина которых была на 2-3 сантиметра меньше обозначенной в нынешних правилах. На этом основании был составлен протокол на юридическое лицо, повлёкший за собой наложение штрафа в 150 тысяч рублей. Директор, мой старый друг, со своими нравственными установками несколько отстаёт от ритма времени, и ему стало горько в этой ситуации. Забыл, как учили, что юрлицо пускай штрафуют хоть на миллион – бюджетные деньги перетекут из одного кармана в другой и снова вернутся. Он же стал оспаривать вину. Мол, какую угрозу таят в себе двери шириной 78см, ведущие в туалет – кто в них застрянет в минуту пожарной тревоги?
Как будто инспектор придумал всю эту систему: без конца меняющиеся нормы, из года в год заставляющие переделывать старые здания; зависимость оплаты труда от количества выявленных нарушений; дикие штрафы без предупреждений. Здесь каждый сантиметр действительно дорог. Своей аргументацией директор добился лишь того, что был составлен дополнительный протокол на него, как на должностное лицо - штраф в 15 тысяч рублей. Последнее обстоятельство и заставило его пойти в суд. Тут ведь даже если не хочешь – пойдёшь, а то останешься без портков.
В суд директора сельских школ теперь ходят, как на работу. Раньше, когда штрафы были в 10 раз меньше, большинство смирялись с необходимостью ежегодно уплачивать небольшую сумму за то, что здания не соответствуют эталону «нашей новой школы». Однако с введением разорительных наказаний директора потянулись к правосудию. И закипело дело – судебные процессы с участием пожарной инспекции стали ещё одним признаком самобытности государства Российского.
В нашем районе в одном случае под угрозой закрытия из-за тех же сантиметров дверных проёмов оказалась сельская школа, проект которой изначально был рассчитан на 400 учеников. Сейчас в ней обучается около двадцати детей, по трое на каждый запасный выход, но это не остановило инспектора от составления протокола. В другом учебном заведении с протекающей крышей и выпадающими оконными рамами инспекция, на которую сейчас возложили обязанности надзора по линии гражданской обороны, потребовала оборудования в подвальном помещении противорадиационного укрытия. Проверяющего не смутил даже тот факт, что подвал практически постоянно затоплен водой.
За два последних года в районном суде, оспаривая наказания пожарного надзора, побывали 80% директоров школ и все без исключения заведующие детскими садами нашего муниципалитета. А ведь измерено далеко не всё - есть ещё ступеньки на лестницах, есть буковки в планах эвакуации.
К чести суда пока он всякий раз вставал на защиту руководителей бюджетных организаций. Месяц-другой на нервах, но в итоге все довольны: одни сохранили деньги, другие проставили галочки в отчётах.
…После рассмотрения дела об административном правонарушении, мирно беседуя, на крыльце здания районного суда курили представители сторон - директор школы и пожарный инспектор. На днях вступил в силу антитабачный закон, и в месте, олицетворяющем законность, он бесстыдно игнорировался теми, кому по роду службы следовало бы быть его главными ревнителями. Наверное, такая картина возможна только в России. Впрочем, всё, что этому предшествовало, разве было менее забавно и абсурдно?