igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

О зыбкой связи патриотизма с частым пением гимна

В педагогике, как известно, разбираются все. Вот и калужский губернатор Артамонов решил подсобить школам в трудном деле воспитания подрастающего поколения. По его инициативе с 1 сентября 2015г. школьники Калуги будут исполнять гимн России каждый день перед началом уроков. Предполагается, что таким образом будут повышены их патриотические чувства. Приказ регионального ведомства уже издан, обсуждается вопрос о включении нововведения в расписание. Минобрнауки одобрило идею калужского правительства, назвав её позитивной. Выразил поддержку также заместитель председателя комитета ГД по образованию Бурматов, предположив, что инициатива будет встречена в школах с удовольствием.
Новость вызвала широкий общественный резонанс, многие отнеслись к ней как к очередной дурости. Я не буду столь категоричен. Запрос на патриотизм в сердцах части современного юношества действительно существует. Думающая молодёжь нуждается в образцах великого и бессмертного, она ищет в прошлом примеры, достойные подражания. Ребята выпускного класса нашей школы, например, в этом году по собственному почину разработали проект «Россия – великая наша держава», посвятив его предстоящему юбилею Победы. Они включили в него просмотр отечественных кинолент, конкурс патриотической песни, радиопередачи о днях воинской славы страны и др. Среди предложений прозвучало и регулярное открытие учебного дня гимном – прозвучало искренне, в прекрасном порыве, с желанием высказать «люблю» своему Отечеству. Однако мы договорились, что символы не должны затаскиваться, торжественное не следует использовать всуе. Надо признаться, было приятно видеть такое самостоятельное движение старшеклассников, с внутренней тягой к отечественной истории, с ощущением сопричастности к успехам и проблемам нашей современной державы.
Мне вспомнилось собственное детство, в котором я, будучи страстным спортивным болельщиком, просил родителей вставать перед экраном телевизора и стоя слушать музыку Александрова, когда советские атлеты выигрывали международные баталии. С забытой радостью вспомнилось вдохновение тимуровских отрядов, комсомольских ячеек в общественно-полезных делах. Вспомнилась студенческая юность во времена развала СССР, когда главным хитом вечеринок вдруг стал «Союз нерушимый республик свободных…». Встав в круг, положив руки на плечи друг другу, студенты дружно пели, и у них дух захватывало от осознания значимости объединяющего ритуала. Да, впрочем, это так естественно – любить свою Родину.
Только губернатор Артамонов, видимо, так не считает. Тысячи калужских педагогов не могли додуматься до мысли, повергнувшей в шок интернет-аудиторию, а он, видите ли, изрёк новое слово в практике воспитания. Решил вбить в юные головы любовь к родной стране ежедневным пением гимнических куплетов. И как тут не вспомнить классиков. Классик литературы, незаменимый наш на вечные времена Салтыков-Щедрин, однажды произнёс замечательную фразу: «Напирают на патриотизм? Значит, снова проворовались!». Уж очень любят высокопоставленные чиновники уходить от неприятных разговоров о социальном расслоении, необоснованных бюджетных тратах, кумовстве при делёжке финансового пирога в сторону усиления воспитательных мероприятий. Классик педагогики, знаменитый Януш Корчак, говорил: «Всё, что достигается дрессировкой, нажимом, насилием, - непрочно, неверно и ненадежно». Чем опровергнет его Калуга, создавая школьные хоры, спросонья выдающие патриотические рулады? Как поступит с опаздывающими и прогульщиками, заставит ли петь вторую смену? На самом ли деле ни у кого там нет сомнений, что данное благое намерение вызовет, как бывает в случае со всем чрезмерным, обратный результат? Сколько раз уже жизнь доказывала, что командование в образовании всегда неэффективно. Сколько раз уже учёные взывали: «Воспитательные мероприятия должны планироваться и осуществляться школами самостоятельно, ибо только школа обладает необходимыми признаками воспитательной системы». Но нет, проходит немного времени, и снова возникает правительствующий «пророк», убеждённый, что кроме него никто ничего не может и не понимает.
Родители и учителя, взрослые, воспитывают детей, прежде всего, собственным примером. Можно согласиться с мнением губернатора Артамонова, заметившего, как грустно выглядят наши спортивные сборные, игроки которых либо не знают, либо не хотят исполнять гимн. Подобная картина, можно его дополнить, наблюдается и по другим торжественным случаям. Достаточно вспомнить инаугурацию президента, когда гимн не пел практически никто – ни депутаты, ни министры, ни губернаторы. Прояви тогда Артамонов присущую ему инициативу, и не нужен бы был этот нашумевший приказ, который сегодня воспринимается не иначе, как если бы президент поручил самому губернатору в начале каждого рабочего дня отплясывать «Яблочко» - в этом танце также есть что-то народное, патриотичное и даже что-то, отдалённо напоминающее нормативы ГТО.
И ещё один момент. Гимн, герб, флаг – это всё, конечно, здорово, важно и нужно. Однако не стоит забывать, что наши предки создали уникальную коллекцию пословиц и поговорок. Пусть не грамотен был русский мужик, но мудр и лаконичен: «Сколько ни говори халва, во рту слаще не станет». И был Александр II – тот самый император, что отменил крепостное право и рекрутчину, основал земства и суды присяжных. Так вот он завещал, что Россия должна быть сильна не одной лишь армией, а в первую очередь – благосостоянием народа. Вся соль в этом. Трудись, губернатор, на благо граждан, создавай условия для обеспечения их работой с достойным заработком, доступным соцкультбытом, возможностями семейного отдыха. И их дети запоют гимн. Сами. А это результат куда более серьёзный, чем ежедневная повинность по разнарядке.
Tags: общество, патриотизм, школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments