igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Основы религии "съедят" школьную программу?

Русская православная церковь направила предложение министру образования Дмитрию Ливанову расширить школьный курс «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ) и преподавать его со 2-й по 9-й класс. Патриарх Кирилл выразил надежду, что введение предметов модуля во 2-4 классах станет возможным с 1 сентября 2016г., а в 5-9 классах — годом позднее.
Министерство образования рассмотрело данное предложение с привлечением представителей общественных и экспертных организаций. По итогам обсуждения было решено провести в текущем году мониторинг состояния преподавания курса в его нынешнем виде, после чего церкви будет направлен окончательный ответ.

Предложения о введении новых предметов для школьников сыплются со всех сторон с завидной регулярностью. Только за несколько последних месяцев в новостях звучали идеи обогатить образовательные программы экологией, робототехникой, гольфом, кибербезопасностью. Министерство культуры заводило речь об обязательном просмотре фильмов российского производства, Совет Федерации – об изучении психологии. Естественно, все пожелания продиктованы самыми благими намерениями.
При этом надо понимать, что учебный план не резиновый, нагрузка на учащихся ограничена максимально возможным количеством уроков в неделю, которое устанавливается санитарными правилами. Правила же исходят из возможностей детского организма и сохранения здоровья ребёнка.

Поэтому любое нововведение в школьной программе ставит вопрос: за счёт какого предмета в расписании того или иного класса появится новая дисциплина. К примеру, когда в 2013г. в преддверии сочинской олимпиады посреди учебного года появилась директива о введении третьего часа физической культуры, то в начальной школе «полетели», прежде всего, часы русского языка и литературного чтения. При этом наверху никого не озаботило, что спортзалов катастрофически не хватает. А вскоре на учительских семинарах физруки делились «ноу-хау»: бег по лестницам школьных коридоров или вокруг учебного заведения, «оздоровительные часы» по конспектированию учебника физкультуры.
Сейчас утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты, и вряд ли возможны какие-либо кардинальные перемены в учебном плане. Если, конечно, на таких изменениях не будет настаивать какое-либо мощное лобби.

К сожалению, лоббистские усилия мира учёных или преподавателей высшей школы не влияют на чиновников от образования. Так ещё в 2009 - международный год астрономии - отечественные астрономы обратились к властям со словами: «Ликвидация астрономии в средней школе неминуемо создаёт благоприятную почву для повсеместного распространения лженаучных представлений о мире. Мы считаем, что необходимость всеобщего астрономического образования обусловлена важностью вклада астрономии в создание научной картины мира и формирование научного мировоззрения современных людей". Но воз и ныне там – более двух десятков лет астрономии нет в программе российской школы.
В стране глубокий системный кризис инженерного корпуса, крайний дефицит специалистов технического профиля, а технические вузы многие годы бьют тревогу по поводу отсутствия в программе средней школы черчения. Ведь в советские времена таковая программа существовала и была рассчитана на трехлетний курс обучения. Она готовила выпускников к возможному дальнейшему изучению устройства конструкций машин и механизмов, графического языка. Однако не убеждают – обязательных уроков черчения давно нет.
Не влияет и здравый смысл. Так сельские школы вынуждены отказываться от модуля «Сельскохозяйственный труд», потому как по нынешним требованиям вести одно растениеводство нельзя, только вкупе с животноводством. Но если земля осталась, учебно-опытные участки сохранились, то школьных ферм не найти практически нигде. Значит, если нет возможности научиться доить корову, то одновременно должен забыть о возможности научиться выращивать огородные культуры. А состояние большинства хозяйств на селе таково, что помочь они не могут.

Пожалуй, единственной структурой, которой удаётся сейчас продвигать собственный интерес в школьном образовании, является РПЦ. Поэтому к информации о возможном расширении курса религиозных культур следует отнестись серьёзно. Новые стандарты содержат обязательную предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», наполнение которой и заботит патриарха. Обращает на себя внимание тот факт, что глава церкви стал разбираться даже в нюансах оплаты учительского труда. Вещь эта сейчас настолько запутанная, что поневоле подивишься прозорливости Его Святейшества: «Существующее положение вещей подталкивает руководство школ влиять на выбор родителей с целью ограничения преподавания только одним модулем». Помнится недавнее недоумение патриарха, что лишь около 30% российских школьников изучают модуль «Основы православной культуры», а большинство предпочитают основы светской этики. Вспоминается и свидетельство архиепископа Челябинского Феофана, по словам которого первоначально лишь 25% челябинских школьников выбрали изучение православной культуры, но после его встреч с руководящим составом регионального министерства образования цифра возросла уже до 78 процентов.
Видимо, с тех пор руководство РПЦ досконально изучило проблему и понимает, что значительное увеличение количества часов в целом на ОРКСЭ и увеличение до трёх четвертей доли выбравших модуль православной культуры поставит перед школьными администрациями задачу привлечения соответствующих специалистов со стороны. Нет в учебных заведениях преподавателей, которые бы смогли в таких объёмах и с подростками, уже не малышами, изучать вопросы религии. Значит, в школу придёт если не священник, то тесно связанный с церковью человек.

Итак, астрономии нет, черчения нет, труда нет, уже до предела сокращено количество часов на физику, химию, географию, биологию – так, что на старшей ступени их даже можно объединить в одно «естествознание». Если предложение РПЦ будет принято, то «подвинуться», скорее всего, придётся уже предметам гуманитарного цикла – литературе, истории. Что же из себя будет на выходе представлять выпускник будущего десятилетия? Или духовно-нравственной личности знания и умения совсем не важны?
Tags: патриарх Кирилл, религия, школа, школьная программа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments