igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Categories:

Десять лучших отечественных фильмов о войне

Представляю свой вариант лучших фильмов о Великой Отечественной войне.

Проверка на дорогах (1971, был отправлен на полку, вышел на большие экраны в 1985)
Режиссёр Алексей Герман
Сценарий Эдуард Володарский по мотивам повести Юрия Германа «Операция «С новым годом»
Музыка Исаак Шварц, Густав Малер
В ролях Ролан Быков, Владимир Заманский, Олег Борисов, Анатолий Солоницын, Майя Булгакова, Анда Зайце, Юрий Дубровин
(без названия)
События фильма происходят в декабре 1942 года в оккупированной фашистами Псковской области. В тылу немецких войск действует партизанский отряд под командованием бывшего сельского милиционера Ивана Локоткова. В плен бойцу отряда сдаётся бывший военнопленный, добровольно перешедший на службу к немцам Александр Лазарев. Он готов кровью искупить измену Родине, если ему поверят.

Поразительная картина о войне, о людях на войне, о возможности сохранить лучшие человеческие качества в самых жестоких условиях. Командир партизанского отряда Локотков в исполнении Ролана Быкова навсегда стал одним из самых любимых моих персонажей. «Мягкость», «слабость» - характеристики, которые могли выдавать ему не только майор Петушков, но и многие зрители, в действительности они, эти качества – человечность, доброта, возвышенность, благородство. Хочется встать перед человеком, споосбным проявить милосердие к тысяче пленных, когда Локотков задержал подрыв железнодорожного моста из-за проплывавшего теплохода; и к одному бывшему пленному, в нравственное возрождение которого он поверил. Без Локоткова не было бы величия последних жизненных мгновений Лазарева...

Государственная премия СССР 1988 года. Лауреаты: Эдуард Володарский, Алексей Герман, В. Юркевич, Т. Силаев (посмертно), В. Заманский.

Восхождение (1976)
Режиссёр Лариса Шепитько
Сценарий Юрий Клепиков по мотивам повести В.Быкова «Сотников»
Музыка А.Шнитке
В ролях Владимир Гостюхин, Борис Плотников (озвучивает Александр Демьяненко), Анатолий Солоницын, Людмила Полякова, Сергей Яковлев, Мария Виноградова
(без названия)
Действие фильма происходит во время Великой Отечественной войны в оккупированной немцами Белоруссии, зимой 1942 года. Двое партизан, кадровый военный Рыбак и бывший учитель Сотников, отправляются из леса в село на поиски продовольствия для своего отряда, в котором есть женщины и дети. Рыбак с Сотниковым приходят в дом к деревенскому старосте, который вынужден работать на немцев...

«Сотников» - одно из самых любимых моих литературных произведений. Экранизация на 100% сохранила мощь повести В.Быкова и средствами кино усилила её. Это киношедевр. В фильме - те самые Рыбак и Сотников, Демчиха и староста Сыч, Портнов и Бася, что и в книге, никто из артистов не соврал ни на йоту. Уникальное произведение о противостоянии духовного и животного начал; о тонкой грани, когда один человек может человеком остаться, только погибнув, а другой, сохранив жизнь, человеком быть перестаёт.

1979 — Государственная премия СССР: «За фильмы последних лет» Ларисе Шепитько (посмертно).

Из отзывов: "Лучший фильм о войне. Войну выиграли люди, а не заградительные отряды или штрафные батальоны. Люди сознательно жертвовали своей жизнью, а не из страха или за награды".

Иваново детство (1962)
Режиссёр Андрей Тарковский
Сценарий Владимир Богомолов, Михаил Папава, по рассказу В.Богомолова «Иван»
Музыка Вячеслав Овчинников
В ролях Николай Бурляев, Валентин Зубков, Евгений Жариков, Степан Крылов, Николай Гринько, Валентина Малявина, Владимир Маренков, Дмитрий Милютенко, Ирина Тарковская

(без названия)
12-летний Иван стал разведчиком. Война лишила мальчика матери, он одержим ненавистью к врагу и желанием мстить. Только сны возвращают Ивану отобранное у него детство. Однако до Дня Победы ещё далеко...

Вся трагедия войны на примере маленького эпизода, нескольких людей, судьбе маленького мальчика… Сны Вани, возвращающие в детство, к образу погибшей матери – великолепные зарисовки счастья, «жизни прекрасной». И вдруг вторжение выстрелов, взрывов… В мальчике (даже лицо его резко изменилось) – ненависть, страшный опыт, но всё равно сохраняются детские наивность, романтичность, светлость, за что он любим окружающими солдатами.
1962 - Главный приз («Золотой лев») на МКФ в Венеции

Из отзывов: "Среди советских фильмов о войне - несомненно лучший, самый талантливый, и один из лучших военных фильмов вообще. Огромный плюс - отсутствие официоза, и отличный подбор актеров (Гринько - Жариков - Бурляев). У Гринько - это одна из 2-х лучших ролей в кино. Вторая, тоже у Тарковского - отец в "Солярисе", а у Бурляева - лучшая, несмотря на возраст".
"Видите, оказывается и войну можно спокойно снять, чтоб задело".

Летят журавли (1957)
Режиссёр Михаил Калатозов
Сценарий Виктор Розов (по мотивам пьесы «Вечно живые»)
Музыка Моисей Вайнберг
В ролях Татьяна Самойлова, Алексей Баталов, Александр Шворин, Василий Меркурьев

(без названия)
Борис и Вероника гуляют по Москве и замечают журавлиную стаю. Вскоре начинается война, разлучившая два любящих сердца. Борис уходит на фронт, оставляя девушку в Москве. И Вероника, и Борис, попавший в окружение врага, думают о том, сведет ли их судьба снова.

Трогательная и честная картина о войне, о подвиге и подлости, которые свершались без патетических речей и заламывания рук, естественно, сами собой, потому, что люди такие, какими всегда были: одни – благородные, чуткие, служащие собственным принципам и идеалам; другие – пустые, жалкие, трусливые. Только в мирное время это не определить, определила война, поставив перед решающим выбором: первые шли Родину защищать, любили близких и погибали; вторые «умели жить» (что несколько зловеще звучит в отношении той эпохи), любили себя и выживали. А девушки (Вероника) метались между ними, потому что внешне они очень похожи, и говорить  могут те и другие красиво, и ухаживают красиво. Прозрение приходило, но порою поздно.
1958 - Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Международного Каннского кинофестиваля.

Из отзывов: "Звездный час советского кино, его слава и вершина на все времена. Несмотря на некоторую театральность (оно и неудивительно - сценарист-то Виктор Розов!) и связанные с этим условности, фильм практически совершенен. Крупные планы - это вообще учебник по портретной съемке, творение настоящих Художников уровня Рембрандта! А рассыпанное печенье на асфальте - будто судьба и душа, расколотая войной...".
"Самый красивый черно-белый фильм из всех, что я видела. Многие кадры можно записать в кино-шедевры - прощание с любимым у окна, отчаянные поиски в толпе, потеря родителей в разрушенном доме, уверенное признание под звуки выстрелов, представление Бориса об их свадьбе и др..взгляд в больнице, взгляд на связывающую ниточку, прощальный взгляд на журавлей.... Кино полутонов. Трепетно. Искренне. Чувственно".

Поп (2004)
Режиссёр Владимир Хотиненко
Сценарий Александр Сегень (по одноименному роману)
Музыка Алексей Рыбников  
В ролях Сергей Маковецкий, Нина Усатова, Лиза Арзамасова, Кирилл Плетнёв, Анатолий Лобоцкий
(без названия)

Июнь 1941 года, маленькое село Тихое в Латвии. Настоятель небольшого прихода отец Александр ведет неспешные беседы с матушкой Алевтиной, занимается обычными мирскими делами. Через два часа он закончит воскресную службу. Через два дня в село войдут немцы. Через два месяца в жизни священника Александра Ионина начнется самая важная миссия, в которой не будет громких подвигов и библейских чудес...

Я думаю, что это была очень непростая картина, как по замыслу, так и по воплощению. Уж очень неоднозначная тема – священник восстанавливает церковь на оккупированной территории. Тем значимее то, что картина выглядит правдивой. Нет пафоса, нет преувеличений, приукрашиваний, очернительства. Будничный героизм и будничная жестокость. Обыкновенная трусость и обыкновенное мужество. Красота и низость человеческих поступков. И среди фашистов были проявления человечности, и среди наших были мерзавцы (образ следователя – самый омерзительный в фильме), которые искренне считали себя патриотами, нужными стране людьми.
Понимаю, почему из эпохи в эпоху Хотиненко сохраняет приверженность любимым своим актерам – Маковецкому и Усатовой. Всякий раз они великолепно справляются со своими задачами. Ещё очень понравилась юная Лиза Арзамасова – кажется, у этой актрисы большое будущее.

Из отзывов: «Поп» – патриотическое кино, но тут перед нами крайне редкий ныне тип патриотизма: тихий, сострадательный, милосердный. Когда главный герой произносит: «Господи, благослови воинство русское», он тотчас же добавляет: «мальчиков этих», переводя пресловутую любовь к Родине, в данном случае к России, из регистра патетической абстракции, постоянно рискующей обернуться националистическим словоблудием, в регистр человечности. Приютить детей – важнее, чем совершить военный подвиг; вступиться за приговоренных к повешению и накормить умирающих от голода – важнее, чем организовать православную миссию, даже если речь идет о сознании, для которого православие не что иное, как синоним истины; пошутить над собой – важнее, чем произнести громкую проповедь. В сущности, это и есть та самая тема совершенного человека, взятая в ракурсе христианской (скажем определеннее: восточнохристианской) святости".

Живи и помни (2008)
Режиссёр Александр Прошкин
Сценарий Александр Родионов, Александр Прошкин  (по одноименной повести Валентина Распутина)
Музыка Роман Дормидошин
В ролях Дарья Мороз, Михаил Евланов, Анна Михалкова, Сергей Маковецкий, Евгения Глушенко

(без названия)
В последний год войны в родную деревню возвращается Андрей, который дезертировал, возвращаясь из госпиталя после ранения. О том, что Андрей вернулся, знает только один человек — жена Настя. Настя вынуждена скрывать мужа даже от родных, лишь изредка навещая его в укрытии. Андрей теперь — вечный беглец, обречённый на одиночество. Со временем Настя узнает, что ждёт ребёнка...

Всегда с некоторой тревогой начинаешь смотреть кинофильм, если это экранизация литературного произведения, произведшего на тебя глубокое впечатление. И с каким же огромным удовольствием по окончании просмотра порою признаёшься – нет, режиссёр ни в чем не уступил писателю, не обманул зрителя. Потрясающий фильм, потрясающе сыгранная роль Настёны Дарьей Мороз. Может быть, не совсем, не до конца удалось раскрыть неоднозначную личность Андрея (порою сомнительно, за что же его могла полюбить такая великая женщина как Настёна). Великолепен был в роли Михеича Сергей Маковецкий – трогательно, сердечно показавший отцовскую любовь и отцовскую трагедию.

2008 — фестиваль «Кинотавр» — приз За лучшую режиссуру — Александру Прошкину
2009 — Премия «Ника» за лучшую женскую роль (Дарья Мороз), премия за лучшую женскую роль второго плана (Анна Михалкова)

Из отзывов: "
Это самый лучший русский фильм. То обстоятельство, что этот шедевр неизвестен так называемой широкой публике, что он всячески замалчивается, является наглядным подтверждением тому, что все сферы современной русской действительности, и даже духовная, захвачены паразитами".

Иди и смотри (1985)
Режиссёр Элем Климов
Сценарий Алесь Адамович
Музыка Олег Янченко
В ролях Алексей Кравченко, Ольга Миронова

(без названия)

Картина основана на документальных фактах и обращается к «Хатынской повести» Адамовича. Авторами выбрано именно то место и те события, которые стали символом народной беды и страдания. Флера — шестнадцатилетний мальчишка, откопавший среди обрывков колючей проволоки, ржавых пулеметных лент и простреленных касок карабин, и отправившийся в лес к партизанам. В начале фильма он совсем ребенок. В конце, пройдя через ужас карательной акции фашистов, становится взрослым, пугающе взрослым...

Страшный, жестокий, безжалостный фильм о войне. Смотреть его тяжело. В том числе потому что всё натуралистично, как в документальном кино. Но иногда и это надо смотреть, потому как надо знать...

1985 - "Золотой приз" МКФ

Из отзывов: "
Впечатление противоречивое. Несомненный плюс фильма: война показана без фальшивого "геройства", без кучи военной техники, ползущей друг на друга. Минусы: излишняя натуралистичность, "отключающая" эмоциональный отклик".
"Очень давно посмотрев этот фильм, до сих пор не могу забыть ощущения после него, но заставить пересмотреть себя не могу".
"Феноменальная роль Алексея Кравченко. Не могу понять КАК можно добиться от ребенка ТАКОГО...".

Мир входящему (1961)
Режиссёр Александр Алов, Владимир Наумов
Сценарий Леонид Зорин
Музыка Николай Каретников
В ролях Виктор Авдюшко, Александр Демьяненко, Станислав Хитров, Лидия Шапоренко, Вера Бокадоро, Николай Гринько, Николай Тимофеев

(без названия)
Только что выпущенный из училища младший лейтенант Красной Армии Ивлев прибывает для прохождения службы в Берлин за несколько дней до капитуляции Германии в Великой Отечественной войне. В разрушенном боями городе солдаты находят беременную женщину, немку, и командование части решает помочь ей добраться до госпиталя. Лейтенанту Ивлеву поручают сопровождать эту беременную немку в тыл, дав ему шофёра и контуженого солдата, которого тоже нужно отправить в госпиталь...

Парадокс, но это добрый фильм о войне (при этом нисколько не надуманный, фальшивый - о настоящей войне). О человечности в экстремальных условиях. О сохранении благородства, великодушия, достоинства.

Верность (1965)
Режиссёр Пётр Тодоровский
Сценарий он же и Булат Окуджава
Музыка Борис Карамышев
В ролях Владимир Четвериков, Галина Польских, Александр Потапов, Евгений Евстигнеев

(без названия)
Действие фильма начинается в ноябре 1943 года (после освобождения советскими войсками Киева) и продолжается в 1944 году. Десятиклассник Юра Никитин, узнав о гибели отца, стал курсантом пехотного училища. Как-то во время перерыва в занятиях он и его друг случайно попали в гости к девушке, которая им давно нравилась. Никитин и Зоя полюбили друг друга. Робким и нежным было это чувство. А вскоре курсантов, срочно поднятых по тревоге, досрочно отправили на фронт…

Кино, снятое молодыми. Молодой режиссёр, молодой сценарист Булат Окуджава, молодые актёры. Нет в нём приходящей с возрастом мудрости, нет особенной глубины, не чувствуется (что естественно) набитая рука мастера и колоссальный жизненный опыт. Может, и профессионализма особого нет. Только как в юноше мы любим романтичность, озорство, задор, непосредственность, так и в этом кино они есть. О военных годах, но именно по-мальчишечьи. С жаждой жить, жаждой любить, прерванными у героев картины в самом начале пути…
Из отзывов: "Это очень простая и искренняя картина. Всё в ней прозрачно, нет никакого двойного дна. Чёрно-белая плёнка и скупые, практически минималистичные, интерьеры, характерные для военных лет. И сюжет развивается неспешно, и никаких боевых действий не происходит (разве, что в самой-самой концовке). Словом, нет ничего такого необычного в этом скромном фильме о войне вдалеке от передовой. Но при всём сказанном… насколько же сильно ЦЕПЛЯЕТ картина!".

Вот, пожалуй, мой выбор. Спросите, почему только 9 фильмов из обещанных десяти? Мы все смотрели множество кинокартин о Великой Отечественной, но ведь никто не видел все. Вкусы разные, восприятие разное. Не хотелось бы, чтобы список был полным. Оставляю место каждому для самого его любимого фильма, если в моём перечне его не оказалось. Назовите свои варианты, буду признателен.  
Tags: Великая Отечественная война, кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments