igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Categories:

Целомудрие и совесть. К дискуссии о воспитательной политике

В Общественной Палате состоялись очередные слушания, посвящённые проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Представители разнообразных государственных, церковных и общественных структур много говорили о кризисе семейной жизни, беспорядочных половых связях, сексуальных извращениях, предлагали вернуть молодёжи ценности девства, святых Петра и Февронью и опять ничего, ни слова не произнесли о чести, совести и стыде.

В своём невнимании к данным понятиям эти люди, озабоченные моральным состоянием молодёжи, не одиноки. Профессор одного педагогического университета как-то удивился: «Прогнал через поисковую систему несколько имевшихся у меня в электронном виде свежих вузовских учебников по педагогике с целью найти в них слова «стыд» и «совесть». Увы, в них ни «стыда», ни «совести» не оказалось! Тенденция, однако!». Кстати, слов этих нет и в федеральных государственных образовательных стандартах ни для начальной, ни для основной, ни для средней школы.
А вот умопомрачительных, отдающих фантасмагорией инициатив, которые якобы станут панацеей в деле воспитания, хватает. На заседании ОП самым впечатляющим по содержанию, судя по репортажу «Лента.ру», оказалось выступление сотрудника Молодежного интеллектуального центра «Лаборатория мысли» Максима Злобина. Он призвал к созданию трехзвенной системы церковного воспитания (детский сад, школа, вуз) для обучения православных журналистов, юристов, педагогов. Максим предложил ввести тестирование учителей по нравственным вопросам с помощью полиграфа, чтобы выявлять скрытых педофилов, сектантов, сторонников магии. Также он высказал идею о включении в школьную программу предмета «Большая семья», нацеленного на детей 13-18 лет. Уроки по этой дисциплине, на его взгляд, могли бы вести многодетные родители с помощью ветеранов и других «полезных и интересных людей, которые бы организовывали походы в зоопарк, в церковь и по святым местам…».
Вот так-то. А некоторые наивные люди ждут, что вакханалия глупости скоро закончится, наступит предел законотворческого идиотизма. Увы, у Милонова и Мизулиной подросли духовные дети, которые, глядишь, ещё и самих «светочей» сбросят с теплохода современности.
Под руководством пастырей и владык на заседании Общественной Палаты традиционно заклеймили разводы, аборты (в сравнении с которыми Глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи протоиерей Димитрий Смирнов заявил о деяниях Гитлера, мол, «Гитлер отдыхает»), сексуальное просвещение. Сошлись во мнении, что краеугольным камнем системы воспитания должна стать пропаганда целомудрия. Кроме того, Русская православная церковь предложила включить в программу обучения в старших классах предмет «Нравственные основы семейной жизни». Курс, учебное пособие для которого было разработано священником из Екатеринбурга Дмитрием Моисеевым и настоятельницей Среднеуральского женского монастыря монахиней Ниной (Крыгиной), уже прошёл апробацию в ряде российских регионов.
Соглашусь, что до совершеннолетия целомудрие - дело хорошее, обязательное. Однако возможно ли вопросы семьи и половых отношений решать в отрыве от формирования высших человеческих ценностей, и не с них ли – чести и совести – начинать нужно? Всю палитру нравственных проблем отчего-то порою сводят к гениталиям, обходя другие, не менее важные и волнующие молодёжь темы мира и общественного согласия, гражданских и экономических прав и свобод, социальной справедливости, демократии и авторитаризма, равных стартовых возможностей, странного симбиоза носителей духовных скреп с миром капитала, прикрытия фиговыми листками лицемерия культа наживы и потребительства и т.п. Чем больше замалчиваемых вопросов, тем сильнее выпячивается и муссируется тема «ниже пояса». Культурный, порядочный человек разберётся во взаимоотношениях с близкими и встречающимися на его пути людьми без навязчивых поводырей и их фарисейства. Только нужен ли нашему государству культурный, самостоятельно мыслящий, совестливый человек?

Академик М.М.Поташник, готовя одну из статей, попросил меня высказаться на тему, каким образом в системе образования разговоры про совесть, честь, стыд превратились в «неформат». В письме ему я написал следующее.
Во-первых, в условиях культа денег, наживы, который является определяющим в жизни нашего общества, многие начинают воспринимать как ценности только то, что приносит материальную выгоду. Это проявляется в любой сфере. Совесть и стыд материальных дивидендов не приносят, скорее, наоборот. Они явно не в перечне свойств, которыми сегодня восхищаются люди. Материальный достаток, красота, физическая сила, получение удовольствий, предприимчивость и т.д. – это да, это здорово, а совесть, как и стыд, честность, к чему? – таким отношением пропитана сама атмосфера, в которой живут люди, для них такое мнение становится естественным. Все это насаждается и культивируется СМИ, телевидением (в том числе и государственным).
Во-вторых, среди требований, что государство предъявляет учителю, эти понятия давным-давно исчезли. Сегодня приветствуются безропотная исполнительность, умение ладить с начальством, даже определённый конформизм и т.п. Более того, слово «скромность» (близко к понятиям «совесть» и «стыд») начисто утратило свой положительный смысл. Этому способствует процедура государственной аттестации. Результат, за который не только хвалят, но еще и приплачивают, оправдывает в глазах многих педагогов приписки, бессовестные способы его достижения (за учеников выполняют работы в заочных конкурсах, по «своим каналам» узнают заранее вопросы олимпиад, позволяют списывать на ЕГЭ и др.) – то есть все то, что является антиподом стыда и совести. Немножко схитрить, обмануть стало нормой в учительской среде, как в обществе в целом.
В-третьих, низкая оплата труда порою приводит к внутриличностному конфликту педагога. Например, классный руководитель получает всего одну тысячу рублей, считает, что это мало (и это действительно мало), воспринимает данный факт как унизительный для себя. В качестве протеста против очевидной несправедливости он работает спустя рукава («как платят, так и тружусь»). Естественно, у совестливых возникает личная драма, конфликт с самим собой. С одной стороны, ему не хочется гореть на работе за гроши, с другой стороны, неловко перед детьми и их родителями, коллегами за формальное отношение к делу. Но со временем привыкает. Вы скажете: «Когда такая проблема возникает, надо уходить». Но куда? И далеко не каждый может решиться на этот очень трудный шаг.
Совесть, стыд, честное слово сегодня не согласуются с фальшью происходящего в стране и в школе. Поэтому нечего предъявлять претензии учителям, намекать на их бессовестность. Школа находится не на луне, она создается государством, является частью общества, и она не может быть лучше государства и общества, которые организуют ее работу, управляют ее деятельностью и содержат ее. Не может быть лучше и всё-таки, осмелюсь утверждать, она лучше. А потому будущее, выходящее из её стен, всегда преодолевает тёмную сторону настоящего.
Tags: культура, общество, религия, школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments