igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

На фронтах отчётности без перемен

Административный восторг отечественных чиновников я, как никогда, ощущаю летом. Лето - пора учительских отпусков, которые составляют по закону 56 календарных дней. А так как июнь - время экзаменов, выпускных вечеров, пришкольных лагерей, интенсивной работы на пришкольных участках, то июль и август в школах - мёртвый сезон. Однако героические усилия по сбору разнообразной и поражающей воображение объемами информации в эти месяцы не утихают ни на денёк.

Года три назад с нас даже запрашивали отчёт о количестве отчётов (видимо, чтобы с бюрократизацией бороться). Потом был приказ министерства о сокращении объёмов отчётности. Но ничего не уменьшилось, наоборот — добавилось значительное
число электронных мониторингов: о заполнении информации об оплате труда работников учреждений образования; об организации питания учащихся; о мониторинге ИКТ-инфраструктуры в системе общего образования; о проведении мониторинга оздоровительной кампании; о проведении мониторинга доступности качества дошкольного образования (у нас много школ с дошкольными группами); мониторинг реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; о заполнении информации по запросу Счётной палаты РФ; о предоставлении сведений об интернет-ресурсах...

Очень много запросов идёт от Института развития образования, который то ли выполняя поручения, то ли по собственной инициативе, постоянно «просит» очень объёмную информацию: о готовности к внедрению ФГОС - более 100 (!) вопросов, требующих в том числе подсчёта количества различных наглядных пособий, оборудования; наличие соответствующей среды для обучения детей с ОВЗ (тоже огромные простыни текста от характеристик здания до всех прочих условий); кто из учителей какие курсы, когда и где посетил, по каким учебникам преподаёт и т.д.

Однако самое большое раздражение вызывают чуть ли не ежедневные информационные запросы о проведении мероприятий к каким-либо датам и всегда с пометкой «Срочно!!!». Школьные администрации уже трясёт от всяких Дней и юбилеев. У каждого учебного заведения есть план работы на год, вытекающий из программы развития, своё видение и свой опыт реализации ключевых направлений воспитания детей. То есть образовательный процесс ведётся планомерно, продуманно. И тут каждую неделю - даёшь "месячник против наркотиков", "месячник военно-патриотической подготовки", "уроки России", "уроки чистой воды" и т.п. Как будто разовыми акциями возможно перевернуть мир. Это галочная система была триумфально отменена в перестройку, так нет, нынешнее поколение бюрократов постепенно сумело к ней вернуться.

В кризис добавились постоянные запросы о том, на какие цели требуется финансирование с обязательными расчётами, сметами и обоснованиями — бессмысленная работа, потому что денег всё равно на большую часть запрошенного не выделяют. А если и выделяют, то какие-то крохи и подчас не на то, что нужно школе, не на то, что мы запрашивали, а на то, что решат сами чиновники.

В качестве заключения приведу мнение академика РАО М.Поташника: "Самое отвратительное, что те, кто запрашивают эти сведения, ничего из представленного им не читают, а складывают в стопки, папки, уверенные, что грамотно выполнили свою работу. А поскольку отсутствует обратная связь, позволяющая учителю получить оценку хотя бы своей исполнительской дисциплины, то невозможно понять, как именно эти отчёты, справки, информации учитываются в образовательной муниципальной, региональной и государственной политике, то есть вся эта мучительная работа становится абсолютно бессмысленной, отупляющей и этим унижающей учителя, но, что самое главное, вредной для детей, для образования страны в целом".
Tags: бюрократия, образование, школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments