igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Categories:

Привилегия духовных пастырей (Д.Оруэлл)

В эссе "Привилегия духовных пастырей (заметки о Сальвадоре Дали)» Джордж Оруэлл ставит проблему соответствия художественного гения и человеческой нравственности, соотношения искусства и морали.
По мнению писателя, сюрреализм Дали воспевает и пропагандирует всевозможные пороки: от сексуальных извращений до некрофилии, его автобиография свидетельствует о самообожании, любовании насилием, всякими мерзостями. «Если бы книга могла физически издавать зловоние, то уж со страниц этой книги понесло бы вонью".
Апологеты великих представителей искусства требуют для них привилегий духовных пастырей. Мол, художник должен быть свободен от нравственных норм, которые связывают простых людей (нормальны гниющие трупы; пинки по голове маленькой девочки; испражнения). Так что, Шекспиру дозволено убивать? Нет, нужно держать в голове оба факта: Дали – хороший рисовальщик и отвратительный человек.
Оруэлл задаётся вопросом, почему Дали выставляет напоказ набор порочных аберраций? И считает, что это общая тенденция для тех, кто хочет уверить себя и окружающих в собственной незаурядности – впадение в порок. Шокировать и ранить людей – значит, быть оригинальным. Более того, это приносит доход.
А вот почему просвещенная публика глотает подобные ужасы с восхищением – вопрос для психологов и социологов.

Оруэлл писал о Дали, а предсказал направление развития современной культуры. Стремление к эпатажу, аморальности, пороку, даже не натурализм, демонстрирующий теневые стороны жизни, а выпячивание этих сторон - во многом путь к успеху коммерческого искусства.

Только недавно прочёл классическое произведение британского писателя - фантастический роман "1984".
Захватывающий сюжет и мрачная картина общества будущего (для писателя, создававшего роман в 1948 году означенный год был будущим).
Тоталитарное государство с доведенными до абсурда признаками: Министерства Правды (которое уничтожает память о прошлом), Изобилия (скрывающее нищету и голод), Любви (пытающее и «испаряющее» людей), Мира (беспрерывная война то с Евразией, то с Востазией); двухминутки и недели Ненависти; мониторы, осуществляющие круглосуточное наблюдение над каждым жителем; «двоемыслие» и др.
Население Океании состоит из пролов (85%) – людей, лишенных какой-либо духовной и интеллектуальной основы, членов Внешней Партии и властной элиты – членов Внутренней Партии.
В мыслях Уинстона Смита, члена Внешней Партии, сотрудника исторического отдела Министерства Правды, зарождается сомнение в справедливости и оправданности существующих порядков. Он приобретает записную книжку (что само по себе грозит арестом и казнью) и размышляет, анализирует окружающую действительность. В него влюбляется девушка Джулия, активный сотрудник Антисексуальной Молодёжной лиги, и они преступно встречаются друг с другом, даже снимают комнату в районе проживания пролов. Они готовы вступить в Братство – подпольную организацию, слухи о существовании которой дошли до них.
Впоследствии станет ясно, что с первой минуты их вела Полиция Мысли. Но её задача – не просто уничтожение инакомыслящих, а полное торжество над ними, торжество абсолютной власти. Под страшными пытками их заставляют предавать, унижаться, соглашаться на всё, терять человеческий облик.
«Сапог, бесконечно стоящий на лице поверженного». Любовь растоптана, влюбленные предают друг друга. Уничтожены воля, дух, душа, а то, что остается от человека – должно полюбить Большого Брата. Уинстон – «последний человек» - сломлен.
Несмотря на трагическую развязку романа, по моим внутренним ощущениям, Оруэллу удалось показать, что даже временное пробуждение истинно человеческих чувств - это победа и счастье. Даже короткий миг любви выше прозябания сколь угодно долгой человеческой жизни, если в ней убиты живые чувства.

Произвела впечатление и сказка-притча "Скотный двор". Хряк Старый Майор перед смертью высказывает животным учение о необходимости освобождения от ига человека. Свиньи разрабатывают учение Анимализма, за идеи которого ферма осуществляет восстание. Победа в нем означала переход к новой свободной жизни и 7 заповедям (от «кто ходит на двух ногах - враг» до «все животные равны»). С энтузиазмом строится новая жизнь, но в стане лидеров, между свиньями Наполеоном и Снежком, происходит конфликт. Первый, вырастив свору собак, с их помощью изгоняет второго, постепенно превращая его в главного врага Фермы, подменяя прошлое. Свиньи во главе с вождем Наполеоном превращаются в новых господ с массой привилегий. Обманывая и держа в повиновении остальных зверей, они нарушают и меняют все прежние заповеди. За лозунгом свободной жизни в равенстве возникло новое рабство.
Tags: литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments