igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Category:

Избранные места из интервью Тамары Эйдельман "В школе сейчас выживают только энтузиасты"

Заслуженный учитель России, преподаватель истории московской гимназии № 1567 Тамара Эйдельман в преддверие начала учебного года рассказала изданию «Йод» о том, что происходит c образованием. Мне импонирует точка зрения коллеги по большинству вопросов.

— Расскажите, какие проблемы в образовании, на ваш взгляд, самые серьезные?

— Мне не нравится, когда говорят, школы больше нет, все образование разрушено. Просто потому что я знаю и в Москве, и в других городах много разных учителей, которые продолжают честно работать в меру своих сил. Я не верю, что система образования разрушена, но старания к этому действительно прилагаются. И, конечно, уровень бюрократизации в школе стал какой-то запредельный. Я начинала преподавать в 1981 году и могу сказать, что сейчас бюрократии стало больше.

— Как вы относитесь к процессу объединения школ?

— У меня такое ощущение, что в департаменте сидят чиновники и соображают, чего бы им такого придумать. Они доказывают, что они на месте и нужны. Конечно, оптимизация школ — не так ужасна, как оптимизация больниц, но слияние школ — это бред. Маленькая школа — это очень хорошо. Никому эти комплексы огромные бесчеловечные не нужны.

— Много ли сейчас школ, которым удаётся быть вне системы?

— Совсем вне системы — так не бывает, но очень многое зависит от личности директора. Хочет директор повысить учителям зарплату, он сможет это сделать легальными способами, хочет он создать атмосферу доверия и уважения — он это сделает. Есть школы, которые не входят ни в какие рейтинги, но там прекрасные учителя и хорошая атмосфера. Я считаю, что школа, где двоечников удается поднять до троечников, а детей мигрантов — научить говорить на русском языке, заслуживает огромного уважения. Не меньшего, чем наша школа, где учатся отобранные сильные дети.

— Я много раз слышала, что сейчас директора школ находятся в абсолютном подчинении у департамента образования. Это так?

— Директора совершенно подчинены чиновникам. Директор должен быть главным человеком в школе. К нему относиться нужно с большим уважением. А их все время вызывают на ковер, разговаривают, как с детьми. Потом такое отношение передаётся дальше. От департамента образования к учителям, от учителей к детям.

— Не секрет, что последнее время учителей сгоняют на митинги. Как они воспринимают это? Как повинность или с радостью идут поддерживать действия правительства?

— Большинству наплевать, другие терпят, третьи идут на митинги от души, четвертые за триста рублей. Бюджетники — люди подневольные. С другой стороны, я убеждена, что страх перед начальством очень сильно раздут самими учителями. Дальше Кушки не пошлют, но многие боятся, поэтому идут.

— На формирование какой личности сейчас в школе есть запрос от государства?

Запрос на покорного служаку, полного ложно понятого патриотизма. Я не понимаю, как патриотизм можно воспитать. Гордиться нашей страной, только когда она надавала по ушам, и мы сильнее всех якобы. Такой запрос я вижу на уровне методики. Традиционное образование построено так: учитель рассказал, дети записали, потом прочитали и пересказали. Обучение построено на том, что ты воспроизводишь, что тебе сказал старший. Методики, развивающие мышление, в школу пробиваются с большим трудом. Происходит это, потому что самостоятельный и мыслящий человек обществу не нужен.

В прошлом году начались протестные митинги бюджетников — учителей и врачей. Какие настроения сейчас в учительской среде?

— Такие же, как тридцать лет назад. Бурчат, что начальство обижает, но протестных настроений я не чувствую. На митинги выходят очень немногие.

А учителя разве не видят, что зарплату им повышают, увеличивая объём работы?

— Учителя не связывают это с Путиным. Думают, что виноваты местные начальники, департамент образования или директор школы. Они не видят картину происходящего в России в целом. Можно, наверное, хорошо преподавать литературу и историю, не интересуясь тем, что происходит в стране. Можно отгородиться от этого мира в школе, думать, я всё делаю для своих учеников. Я считаю, что это вредит учителям в профессиональном смысле, ограничивает их мировоззрение.

Лично вам в современной системе образования сейчас работать интересно?

— Мне все тридцать лет работать интересно. Интереснее всего было в 90-е. Атмосфера творчества и свободы очень вдохновляла. А последнее время я часто думаю, ну если вы нам не помогаете, то хотя бы не мешайте.

Какова сейчас, на ваш взгляд, роль учителя в обществе?

— Мой коллега любит рассказывать показательную историю: однажды к нему подошла мама ученика и спросила: "Это вы обслуживаете 10"А"?". Для того, чтобы это изменить, у школы должно быть больше прав. Школа должна иметь право самостоятельно решать многие вопросы.
Tags: образование, школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment