igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Category:

Повышение качества образования: проблемы известны, пути ясны, возможностей нет

В Кировской области при участии Института развития образования разработана региональная комплексная программа «Повышение качества образования в общеобразовательных организациях» на 2016-2018 годы.
Документ отличает лаконичный и абсолютно честный анализ состояния областной системы образования. Среди наиболее острых проблем названы:
- невозможность обеспечить условия в соответствии с требованиями новых федеральных стандартов для всех школ (прежде всего, подразумевается материально-техническое обеспечение учебного процесса);
- невозможность обеспечить отрасль высококвалифицированными кадрами и низкая динамика обновления педагогических коллективов молодыми специалистами (здесь есть некое противоречие: молодые специалисты априори ещё не могут обладать высокой квалификацией; я бы уточнил, что в образовании в течение последних полутора десятилетий был нарушен естественный процесс смены поколений, учительство в целом становилось всё старше и консервативнее);
- недостаточность мер по созданию условий для интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- невозможность создать условия для развития способностей талантливых детей.
Между тем уже очень давно главной целью системы образования декларируется предоставление возможности каждому жителю вне зависимости от места проживания, социального и имущественного статуса и состояния здоровья получить качественное и доступное образование на любом уровне. В программе звучит вывод, что уровень развития регионального образования по ряду позиций не соответствует потребностям общества.
Из всего обилия цифр, сопровождающих проведённый анализ состояния качества образования, приведу самые интересные:
- в настоящее время в области имеются 584 школы, в которых обучаются 125 тысяч учеников (помню, когда школ было около 800);
- средний возраст учителей и педагогических работников 46-48 лет (по России несколько лет назад он составлял 53 года), при этом каждый четвёртый учитель – пенсионер;
- доля мужчин в школе – 11% (кстати, проблеме феминизации системы образования опять никакого внимания не уделяется, хотя рядом в тексте присутствуют спорные тезисы о недостаточной квалификации руководителей учебных заведений или вреде совместительства);
- только половина школ располагает информационно-библиотечными центрами и помещениями для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью;
- в 60% школ не только не осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, но вовсе отсутствует психолого-педагогическая служба как таковая (учитывая, что примерное штатное расписание для большинства школ не предусматривает ставки психологов и вообще не предусматривает ставки логопедов и дефектологов; для образовательной организации с числом классов-комплектов за сорок оно позволяет вводить «до 1 психолога»);
- по всем предметам, сдаваемым выпускниками в форме ЕГЭ, результаты выше среднероссийских;
- с 2007г. Кировская область прочно заняла место в «золотой дюжине» субъектов РФ, ученики которых наиболее успешно выступают на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников;
- удовлетворенность населения региона качеством общего образования в 2014г. составила 87,6%, и это очень высокий показатель.
Комплекс мер по достижению нового качества образования включает в себя развитие кадрового потенциала, научно-методическое сопровождение преобразований, мониторинговые исследования, поддержку талантливых и одарённых детей, поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья, информатизацию образования…
Вроде всё здорово, всё хорошо. Продолжится та большая, добросовестная работа, которую традиционно ведут педагогические коллективы. Однако при отсутствии дополнительных вливаний ожидать серьёзных перемен к лучшему не приходится. В программе не обнаруживается ни одной позиции, которая бы привлекала какие-то существенные финансовые ресурсы и, значит, предвещала кардинальные изменения.
Приведу пример с давно перезревшей проблемой обучения в общеобразовательных школах детей с ОВЗ, прежде всего, со сниженным интеллектом. Программа предлагает вести банк данных детей, принять участие педагогам во всероссийском съезде дефектологов, детям – в специализированных конкурсах и спартакиаде. Что изменится? Эти дети как учились в переполненных общеобразовательных классах по правилу «три пишем, два в уме», так и будут учиться. Как преподавали у них учителя с немыслимой для организации индивидуального подхода нагрузкой по полторы-две ставки, так и будут преподавать. Психологов, которых катастрофически не хватает, в рамках оптимизации, боюсь, как бы ещё меньше не стало. Логопедов и дефектологов не появится. За счёт интенсификации учительского труда (обучить на курсах коррекционной педагогики, заставить написать адаптированные программы для конкретных школьников внутри класса, требовать индивидуализацию обучения) получать эффект далее не получится – человеческие силы не беспредельны, все резервы исчерпаны.
Аналогично по одарённым детям: банк данных, конкурсы, олимпиады, заочные школы, встречи… Если уж отменили этим летом премию для 30 самых лучших учеников, сэкономив 300 тысяч на год для экономики региона, о чём вообще говорим?
Аналогично по остальным разделам программы. Экономические реалии диктуют вектор развития всем прочим сферам. К сожалению, радужные обещания и надежды предвыборных кампаний приказали долго жить и в системе образования. Многие мечты оказались грёзами, проекты в немалой части – прожектёрством. А решать нужно всё те же системные проблемы, которые отмечались и пятнадцать лет назад, отмечены и в новой региональной программе.
Tags: Кировская область, образование, реформа образования, школа
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments