igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Categories:

Авторов школьного учебника по обществознанию обвинили в разжигании ненависти и нацистских идеях

Учебные пособия по праву, политике, учебники обществознания, авторами которых являются супруги Никитины, присутствуют в российских школах около 20 лет, напечатаны миллионными тиражами, некоторые выдержали более 10 переизданий. И на тебе: в 2015 году группа активистов, среди которых Президент АНО «Центр проблем аутизма», член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, председатель московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов и инвалидов с детства, обвинили авторов в пропаганде фашистских идей. В интернете опубликована их петиция с требованием изъятия учебника по обществознанию за 8 класс из перечня рекомендованных Министерством образования. К сожалению, сам Анатолий Фёдорович Никитин ответить на гневные эскапады не сможет, он умер в 2007. Татьяна Исааковна отказалась полемизировать с истерическими заявлениями обличителей, устроивших настоящую травлю её семьи. Думается, правильно сделала, потому что адекватность "защитников толерантности" вызывает глубокие сомнения, и используемые ими методы публичного поношения уважаемых людей выдержаны в лучших традициях эпохи сталинских репрессий.

Приведу несколько суждений из пространного обращения активистов к министру образования. По их мнению, по всему тексту учебника "разлиты невежество и малограмотность", имеется "очевидное сходство" между текстом Никитиных, с одной стороны, и евгенистической программой немецких национал-социалистов, нацистской концепцией расовой гигиены, книгой нацистских профессоров Гохе и Биндинга "Разрешение на уничтожение жизни, недостойной жизни", трудом Гитлера "Майн Кампф", докторской диссертацией палача Освенцима Менгеле, сразу всех вместе, с другой стороны. "Нам, читателям современных учебников, всегда казалось, что жирную точку в этих евгенистических упражнениях поставил Нюрнбергский процесс по делу врачей 1946 года, приговоривший более 20 человек – врачей, юристов и чиновников, исполнявших программу – к смертной казни по существу преступлений против человечности", - замечают составители петиции. Их вывод однозначен: учебник Никитиных - "откровенно фашиствующий". К казни Никитиных они, правда не призывают, но, кроме изъятия книги из школьных библиотек, требуют поимённо назвать участников экспертиз (их было три: научная, педагогическая и общественная), оценить учебник на предмет нарушения 282 статьи УК РФ ("Возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства"), провести проверку «конфликта интересов» в части вызывающих вопросы семейных отношений между авторами (это спустя 8 лет после смерти одного из супругов). В результате поднятой в прессе и блогосфере большой шумихе активисты сумели приобрести немалое число сочувствующих сторонников, одаривающих их теми или иными советами. Так, к примеру, адвокат компании "Альянс" заявил: "Действия авторов (Никитиных) можно истолковать как разжигание социальной розни или пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а это уже экстремизм. За подобные преступления может грозить срок до пяти лет (статья 136 УК РФ)".

Весь этот умопомрачительный поток оскорблений, чудовищных обвинений, угроз в адрес немолодой женщины и её уже мёртвого мужа, жизнь посвятивших просветительской деятельности, рассказывавших о демократии, гражданских правах, правовом государстве ещё первому постсоветскому поколению, подаётся под соусом приверженности гуманизму и толерантности, объясняется мотивами спасения молодых умов от фашизма и защитой инвалидов от преследований, мракобесия, экстремизма. Чем же вызвана подобная ярость? Поводом стали два абзаца, посвящённые в учебнике раскрытию понятия человеческой личности, цитирую их дословно: «Давайте поразмышляем. Представьте себе человека, с раннего детства страдающего серьезным психическим заболеванием. Он не способен к учению, к труду, к созданию семьи, ко всему тому, что образует духовный мир личности. Перед нами, конечно, человек, но каких-то важных сторон человеческой сущности он лишен. Каких? Ответ очевиден: тех, которые связывают его с обществом; которые делают его общественным, социальным существом. Говоря иначе, он не является личностью. Личность – это человек, наделенный рядом важных социальных свойств: способностью учиться, трудиться, общаться с себе подобными, заботиться о них, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, заниматься творчеством. Здесь мы будем говорит о том, что человек – это гражданин. Отметим, что гражданин обязательно является личностью, существом сознательным, деятельным и общественным». Именно данный текст вызвал сначала возмущение литературного критика Анны Наринской, опубликовавшей его в Facebook, а потом породил целую волну "народного гнева".

Нам всем свойственно ошибаться. В мои школьные годы в учебнике по биологии за 8 класс содержался перл "Мыться нужно не чаще одного раза в 10 дней". Мы смеялись, что, вероятно, его составители так вносили вклад в общенародную программу экономии воды. Хотя в логике нынешнего конфликта можно было заклеймить авторов как вредителей, подрывавших основы личной гигиены и здоровья школьников. Впрочем, не могу утверждать, что процитированные формулировки Никитиных ошибочны. Может быть, они не безупречны, но ничего крамольного я в них не увидел. В педагогическом университете нас учили, что личность - это человек в его социальных связях и отношениях, что личностями не являются новорождённые, дети-маугли и душевнобольные люди - то есть те, кто к социальным отношениям не способен. Это теория, понятийный аппарат. О чём сыр-бор? Если инвалид, например, в результате занятий в центрах аутизма начинает общаться, развиваться, участвовать в социальных связях, значит, он - личность, становится личностью, растёт как личность. Кто спорит?

Вероятно, можно было бы поставить вопрос о привлечение специалистов из области психологии, чтобы превратить данный отрывок в параграфе в приемлемый для всех сторон. Но, в любом случае, где тут найти дискриминацию, посягательство на права, пропаганду фашизма, Гитлера и Освенцима?! Люди, стоящие в авангарде благого дела, не понимают, что такими действиями, кликушеством, они его скорее дискредитируют, чем придают ему популярность. Не устану повторять слова Г.Померанца: «Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за святое правое дело. Все превращается в прах – и люди, и системы. Но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело. И благодаря ему, зло на Земле не имеет конца. С тех пор, как я это понял, считаю, что стиль полемики важнее предмета полемики».
Tags: образование, общество, школа, школьные конфликты, школьные учебники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments