igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Специфика сельской школы

О сельской школе и её специфике в угаре модернизации образования вспоминают редко.
Сегодня руководители Минобра заявляют, что школа не должна спасать село в целом. Но очевидно, что села без школы не будет. Конечно, урбанизация - общемировой процесс, однако верна ли стратегия опустынить огромные территории России и перейти на иностранные продовольственные продукты?
"Оптимизация" образовательной сети уже привела к значительному сокращению "маленьких" школ. За десятилетие - несколько тысяч. Реформаторы останавливаться не собираются, готовя удар по средним общеобразовательным школам на селе.
В противовес им - мой лозунг, «на котором я стою и не могу иначе»: «Средняя школа – каждому сельскому поселению!».
Принятие решения о смене статуса школ (реорганизации), на мой взгляд, возможно исключительно по решению сельского схода. Эту норму следует закрепить в новом законе "Об образовании".
Да, предположим, финансов мало. Но ведь нельзя не замечать и плюсов сохранения небольших сельских школ:
1) Государство давно проповедует новую образовательную парадигму: «В центре системы образования – ребёнок». Оно признало, что образование лишь формально – услуга, фактически же – ценность, которая далеко не всегда имеет денежный эквивалент. Доступность образования - это не интернаты и автобусы, а возможность, проживая в семье, затрачивать минимум времени на дорогу к месту учебы.
2) Крупные образовательные центры, к созданию которых нас призывают, не успев появиться, уже разоблачили вредность самой идеи. Там оказалось невозможным сохранить психическое и нравственное здоровье школьника. Проблемы гигантских школ очевидны: невиданная ранее агрессия (избиения ровесников, учителей, съёмка на мобильные телефоны сцен насилия, рост детского суицида – 2 место в мире), социальное расслоение, нежелание родителей отдавать туда своих детей.
Будущее – за небольшими по численности школами. Преимущества меньшей наполняемости классов очевидны.
3) Единственность сельской школы делает её положение уникальным – она уже лидер на своей территории, у неё нет и не может быть конкурентов. Поэтому и власть, и социальные партнеры, и родители, и выпускники без метаний могут делать на неё ставку и участвовать в формировании социального заказа.
4) Практически каждая сельская школа имеет "своё лицо" - краеведческий, этнонациональный, экологический или иной компонент, резко выделяющий её из остальной массы. Разве унификация когда-либо приводила к рывку в развитии? Наоборот.
5) Сельская школа воспитывает сельского труженика. Трудно представить, что выпускники лицеев и гимназий вернутся в деревню комбайнёрами, доярками, зоотехниками, агрономами... Или России создание материальных ценностей больше не нужно, только знание юриспруденции, экономики и банковского дела?
Хотелось бы надеяться, что политика "затюкивания" сельских образовательных учреждений когда-нибудь прекратится. Когда-нибудь мы почувствуем доброжелательность тех, кто призывает нас к изменениям.
Tags: образование, школа
Subscribe

  • Как Кировская область за "мёртвые коровьи души" орден Ленина получила

    Не так часто в исторических фильмах, книгах, передачах, посвящённых всероссийской тематике, возникает Кировская область. Поэтому всякий факт, будь то…

  • Спасибо тебе, незнакомец!

    Очень порадовала велосипедная прогулка. Много лет катаюсь по этому маршруту и вдруг увидел что-то новое, необычное. Подошёл поближе и был изумлён.…

  • Михалыч

    На минувшей неделе ушёл из жизни Владимир Михайлович Бушуев - ветеран профтеха, некогда славного училища № 25, коренной уроженец Бобино - своего рода…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments