igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Category:

"Я против слепого служения его величеству ЕГЭ". Эссе вятской финалистки конкурса "Учитель года"

"Комсомольская правда" опубликовала выдержки из эссе учителя математики школы поселка Кобра Нагорского района Кировской области Ольги Рычковой, выступавшей нынче от нашего региона в финале всероссийского конкурса "Учитель года" и вошедшей в пятёрку лучших педагогов страны. Успех её мне тем более приятен, так как Ольга Валерьевна представляет Северный образовательный округ, куда Нагорский район входит наряду со Слободским. С удовольствием прочитал её эссе, входившее в обязательную часть конкурсной программы. В общем-то, это голос вятского сельского учительства:

«Я - учитель математики, я - жена, я - мама, в конце концов, я - надежда нашей педагогической общественности, как это ни странно звучит.

Наша сельская школа является своеобразным социальным институтом, системообразующим компонентом сельского социума. Это, конечно, очень пафосно звучит, но это правда. За свои семнадцать лет в педагогике я увидела закрытие уже нескольких сельских школ в нашем районе и почти неотвратимое стремительное прекращение жизни села. А ведь дети ничем не виноваты, что живут именно здесь. Они наравне с улыбчивыми московскими сверстниками достойны лучшего образования и лучших жизненных траекторий. Да мало того, они уверены в будущем счастье, и лишь родители, уезжая из поселка, внутренним инстинктом защиты рода выражают сомнение. Я иногда пытаюсь с ними беседовать и чаще всего слышу: ну что тут у нас искать? А однажды я услышала вообще великолепную фразу: «Вот будет у нас аэропорт, тогда и вернемся!»

Почему же только аэропорт? Чтобы в Турцию на выходные летать? Я думаю, уж если мечтать, то не меньше, чем о звездах и средствах движения к ним, скажем, о космических кораблях.

Вот так, размышляя однажды о возможности первого межгалактического математического турнира, я вдруг подумала: а что нужно сделать, чтобы космопорт и вправду появился в нашем селе? Что я лично сделала или сделаю для того, чтобы эта мечта осуществилась на практике? Я учу детей математике, а стоит учить будущему, ни больше, ни меньше. И самой, наверное, нужно учиться не интегралам и матрицам, а перспективам и чаяниям. Учить и учиться - какая гигантская, какая аномальная перспектива в нашем красивейшем, но почти забытом людьми поселке! Учить хорошо проверенному старому, чтобы учиться непознанному новому - вот вам парадигма.

«Когда Пифагор открыл свою знаменитую теорему, он принес в жертву богам 100 быков. С тех пор все скоты боятся нового…» - сказала Софья Ковалевская. Смешно, конечно, если остроумная фраза вырывается из контекста, но отбросим иронию. Может быть, ничего особенно нового делать и не нужно, по крайней мере, я не боюсь нового, я боюсь глупостей.

Я боюсь, когда экономисты от образования рапортуют: «Ура! Оптимизировали! Сэкономили!» На чем? На детстве? На своем будущем? На улыбках и сотнях тысяч «почему», оставшихся без ответа? Все подсчитано, выверено, распределено экономически целесообразно. Будто все забыли, что невозможно просчитать душу, сэкономить память, оплатить добро и любовь, запланировать смех и слезы, отремонтировать чувства и внести детство в бюджетные сметы.

Я работаю в школе слишком долго, чтобы не понимать сути происходящего. Коль скоро судьба дала мне счастье быть учителем, то она позаботилась и о правильном построении моего мировоззрения. А оно очень просто - я хочу сделать мир чуточку лучше, чуточку мягче и чуточку справедливее.

В своем предмете мне видится несколько вещей, способных приблизить построение космопорта, - например, я против слепого служения высшему догмату современной школы - его величеству ЕГЭ. То есть я не против самого ЕГЭ, как раз Единый государственный может стать социальным лифтом при определенных условиях, но воспитать личность он уж точно не способен. Я против задач с однозначным решением, я за амбивалентность путей познания и за открытые задачи, которые сами по себе заставляют не только тренировать мозговые рефлексы, но и задумываться, то есть смотреть на простые порой вещи с геостационарной орбиты высокого полета.

Наверное, следует пояснить мысль - без примеров она звучит диковато. Вот представьте себе, что навстречу друг другу едут два автомобиля, один со скоростью 40 километров в час, а второй - 60. Первоначально между автомобилями было 600 километров, каким же это расстояние будет через 3 часа?

Думаете, 300? Вот. В этом и различие. Я ведь не сказала, что автомобили едут по прямолинейному отрезку. Они, может быть, по кругу диаметром 600/π км ездят или по синусоиде, или по горам, по долам едут где-нибудь в Нидерландах; что вы на это скажете, дорогие товарищи?

Честно говоря, подобного материала много в международных тестах, в том числе и тестах PISA. Можно про них не знать, можно про них забыть, и не брать в голову, и сто лет не напрягаться, и о пенсии святой мечтать, но все это при условии, что космос вам не нужен. А мне нужен. И не просто нужен, а категорически нужен, позарез и до самых печенок нужен. Открытые задачи в моем предмете не только тренируют память, но будят воображение, заставляют искать альтернативы и приводят часто к парадоксальным открытиям. Будят, а не усыпляют, бодрят, а не душат. Я думаю, это один из множества путей-ручейков, которые, слившись в могучую реку, однажды заставят очередного президента Америки в очередной раз сказать: «Русские вновь обогнали нас за школьной партой!»

Именно поэтому я часто осуществляю проекты, которые ни в одном плане учебно-воспитательной работы не написаны, не завизированы и в казенный бювар не запрятаны.

Наверное, очень часто за моей спиной недоуменно пожимают плечами, разводят руками или крутят пальцем у виска. Кому же нужна лишняя выматывающая неблагодарная работа, за которую к тому же никто не платит? Правда, я это лишь предполагаю, поскольку фактов и доказательств нет, но предполагать такую возможность все же приходится, недаром Виктор Пелевин заметил, что, встретив чудо, человек первым делом пытается его уничтожить. Правда, я не чудо, я - сельский учитель.

Сельский учитель - это энтузиаст, патриот школы, села, он предан своему делу, заботлив и трудолюбив, скромен и бескорыстен, воспринимает учеников как своих собственных детей. Учитель на селе - одна из главных фигур. Многое зависит от него, но и его труд и жизнь зависят от разных обстоятельств. Находится много причин, по которым учителя из села все-таки уезжают. Какие у нас есть оправдания для духовного предательства своих учеников? Усталость и отсутствие надежды? Непонятные законы и правила? Изменившиеся дети и родители? Но понятий «учительница - вторая мама», «школа - второй дом» пока еще никто не отменял! Вновь пафосно получилось, но это я не о себе, а вообще о сотоварищах по важному делу. А если взглянуть с другой стороны, то дети, которым до выпускного еще целая жизнь, становятся заложниками нашего профессионального разочарования и саморазрушения. «Взялся за гуж - не говори, что не дюж!» Так неужели мы не сдюжим? Мы - взрослые, сильные, уверенные, образованные? Неужели не научим? Неужели сложим руки? Неужели не возьмем в них, наконец, управление своей жизнью и своей карьерой? Неужели апатия и равнодушие снова выбьют нас из строя? Очень важно научить детей верить в себя. А для того, чтобы ребёнок поверил в свои силы, учитель должен сам верить в то, что он делает, отдавать ученику всю свою любовь, теплоту сердца, свет души.

Стоит ли, уважаемые коллеги, со всех трибун кричать, что неверная политика государства в сфере образования виновата в низком уровне этого самого образования в России? Нужно ли все шишки валить на министра, начальников, директоров и администрацию? Нет. Ищите силу в себе. Чем, вздыхая, отходить в сторонку, не пора ли начать строить жизнь в школьной семье по-своему - без иронии, а открыто и честно озвучивая проблемы и предлагая свои варианты решений?!

Все начинается с учителя! А значит - с меня! Каждый из нас должен работать в школе не вопреки, а во имя. Во имя нашего будущего, непременно светлого и надежного. Россию ждет процветание, если мы научим своих учеников тоже жить во имя, а не вопреки! И придет время, когда краски станут ярче и светлее, у каждого ребенка будет место для счастья, и оно не будет зависеть от подсчетов.

Школе, в которой я работаю, а значит, и поселку многие рисуют не очень веселое будущее. Мне очень часто задают вопросы: «Почему ты не уезжаешь?», «Чего ждешь?». Чаще всего отшучиваюсь. Были предложения перейти работать в районную школу, в администрацию сельского поселения, переехать в город. Трудно, конечно, не поддаваться соблазнам цивилизации. Что может быть сложнее? Но от этого еще удивительнее представляется мне моя судьба. Каждый человек на Земле, чем бы он ни занимался, играет роль в истории мира или просто в истории небольшой сельской школы.

Странные мы люди - педагоги. Как только нас не испытывают и государство, и родители, и начальство, а мы в ответ: «Детей жалко! Их оставлять нельзя!» Вот это как гвоздь, прочно вбитый категорическим императивом в горящую факелом справедливости душу. Нельзя оставлять детей! Только с ними! Только рядом! А все остальное… Все остальное не является частью моей профессии. Слава Богу!

Школа в селе больше, чем просто школа. Дети больше, чем просто дети, они - будущее, они - прекрасное далеко, они - те горизонты, к которым так хочется идти, бежать, лететь со скоростью света, а другими словами, учить и учиться, ежечасно, ежеминутно, ежесекундно!»

Источник http://www.kp.ru/daily/26448/3318827/

Tags: Кировская область, образование, школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments