igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Categories:

"Собственно, эти страдания и делают нас человеками". Умер писатель Владимир Железников

Повести Железникова я читал очень-очень давно, школьником. Теперь уж большей частью содержание не помню. Но помню, с каким трепетом открывал всякий раз книгу и читал, читал неотрывно, запоем.

«Дед думает, что самое главное – это деньги. А самое главное – это совсем-совсем другое. Самое главное – это прийти туда, где тебя очень ждут, и сделать что-нибудь славное для других, а чтобы самому ничего не нужно было, даже благодарности…».
В произведении "Каждый мечтает о собаке" автор использовал не совсем обычный для повествования приём: большая часть истории рассказывается от первого лица (мальчика), но некоторые главы – от третьего лица. Замечательная повесть о школе, подростках, их отношениях, взрослении, попытках осознать, что хорошо и что плохо. Написана с огромной любовью к детям, глубоким знанием подростковой психологии. Очень симпатичный главный герой - семиклассник Юра (Сократик) - в своей детской непосредственности, озорстве, доброте, желании нравиться, умении попадать в неловкие ситуации.
Кто работал учителем, оценит эпизод с открытым уроком истории. А факт участия Суворова в пленении Пугачёва врезался мне в память с детства – с тех пор и сидит вбитый там накрепко.

Сюжет повести "Таня и Юстик" таков. Спустя 25 лет Телешов приезжает в гости в дом Миколаса Бачулиса. В войну, будучи 15-летним подростком, он прятался здесь от фашистов и потерял тут отца, друзей. Его приютили совсем незнакомые люди – священник и его племянник Миколас, назвав Пятрасом, родственником.
Однако новая встреча оказалась холодной. Телешов намерен предаться воспоминаниям, а Бачулис и его супруга не расположены к этому. Их угнетают воспоминания о давних страшных событиях, и они не допускают военное прошлое в мирную жизнь. Телешова же больше всего беспокоит вопрос о предателе. Кто выдал их всех. Его подозрения падают на местного жителя Лайниса. Однако, разгадка тайны другая…
Слушая разговоры родителей, Таня и Юстик окунаются в историю военной поры и определяют своё отношение к поступкам людей. Повествование ведётся поочерёдно от лица дочери Телешова Тани и Бачулиса. Таня в своих рассуждениях выглядит, возможно, чересчур взросло. Впрочем, рассказ увлекателен, герои и их чувства вызывают глубокое сопереживание.
«- Я хочу знать правду, - упрямо повторил Телешов. – Только и всего.
- А если ты её узнаешь, - спросил я и почувствовал, как мною снова овладело то, Эмилькино, состояние, когда, несмотря ни на что, хочется открыться, - тебе станет легче?
- Нет, - ответил Телешов. – Правда не заменяет потерянного».

«Слово «детство» оглушило его своей неожиданностью: не верилось, что это когда-то было. Что было детство с рыжебородым отцом, каменотесом, что была мать. Она по утрам кормила во дворе кур, которые неслись в сарае на сеновале. А он потихоньку пробирался на сеновал, таскал эти яйца и выпивал, а мать не могла понять, почему вдруг куры перестали нестись, и ему было смешно. Куда все это ушло? И почему это вызывает в нем только удивление, а последующее – гибель Витьки, потеря товарищей – боль? Потому что последующее могло быть лучше, удачнее. А детство прошло так, и по-другому не надо».
В повести "Последний парад" генерал Князев совершает необычное и последнее своё путешествие – объезжает места, которые в его воспоминаниях связаны с довоенной жизнью, с сыном. Витька был в его отряде после внезапного нападения немцев, он был направлен отцом в казавшуюся неопасной разведку и погиб от пули немецкого часового.
В одном из городов Князев встречает Кольку – мальчишку, удивительно похожего на сына, знакомится с ним, между стариком и подростком завязывается дружба. Коля Костылев с интересом и глубоким чувством слушает воспоминания Сергея Алексеевича, начиная переживать их как собственные. В жизни самого мальчика потрясение: он узнаёт, что его отец – ему неродной. Родители в длительном отъезде на Севере, Коле приходит мысль, что он им не нужен и пытается бежать.
Повесть оставляет сильное впечатление, как непосредственно лейтмотив, так и эпизоды, например, разговор Сергея Алексеевича со скаредной Егоровной по поводу фотографии её погибшего на войне мужа.

И гениальное "Чучело", о котором нет смысла подробно говорить - это уже классика, сейчас уже неотделимая в моём воображении от потрясающей экранизации режиссёра Ролана Быкова. Перипетии школьного конфликта вокруг "белой вороны", маленькой, чистой, благородной и героической девочки, не могут оставить равнодушным даже самое чёрствое сердце, а образы её одноклассников чрезвычайно ярки и великолепно исполнены юными артистами. Одно из самых любимых моих произведений, Бессольцевы (дед и внучка) – одни из самых любимых моих персонажей. Кристина Орбакайте - талантливая певица, но эта её детская роль просто непревзойдённый шедевр.
«Не вернулся… Я так и знал, что он не вернётся. Такие люди не возвращаются, когда другим плохо. И у него хватает духа оправдывать себя. А я-то, старый дурак, верил в него. нравились мне его мягкость, обходительность. Он боится страданий. А разве можно уйти от страданий? Человек со дня рождения обречён на потерю близких, на крушение надежд… Как мы можем уйти от страданий за близких и за далёких людей, которые живут в разных уголках Земли? Нет, от этого нельзя уйти. Собственно, эти страдания и делают нас человеками».
Tags: Железников, литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments