igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Categories:

Как король страны лжецов объявил войну Туриндии (и не только об этом)

«Все беды от того, что у нашего короля волшебные золотые волосы, и он делает, что хочет», - думали жители страны лжецов, вынужденные под страхом наказания называть кошек собаками, а собак - кошками, хлеб – чернилами и наоборот, смирившиеся с законами о вранье, сдавшиеся на милость воровской шайки, которая объявила себя новой государственной элитой.

Так в любом диктаторском государстве, население которого сломлено пропагандой, произволом и насилием, пускай прикрываемым пафосом законодательства, жители наделяют вождя сверхчеловеческими способностями. Он, вождь, якобы обладает необыкновенной мудростью и особенной проницательностью, ему не свойственно ошибаться, он непогрешим. Такова психологическая реакция общества, отстранённого от принятия решений по важнейшим вопросам, и неспособного влиять на власть. В таком обществе появляется слой хамов, холопов – тех, у кого, по словам В.И.Ленина, «слюнки текут, когда они самодовольно описывают прелести рабской жизни и восторгаются добрым и хорошим господином».

Сказка Джанни Родари «Джельсомино в стране лжецов», экранизированная в позднем СССР под названием «Волшебный голос Джельсомино», изумляет постановкой острейших проблем буржуазного авторитарного политического режима.

Общественный пласт хамов, а тем более тех граждан, кто, догадываясь о своём рабском положении, гонит подобные мысли прочь, как правило, намного шире узенькой прослойки сомневающихся либо вовсе отрицающих справедливость короля с золотыми волосами. Последних в свете нынешних трактовок, пожалуй, смело можно отнести к «пятой колонне». Вот, например, старьевщик говорит о фальсификациях официальной истории и обращается к Джельсомино, как иностранцу, с призывом: «Нашему народу нужна помощь!». Тётушка Кукуруза не принимает реформу словаря, упрямо прибегая к запрещённому лексикону. Художник Бананито отвергает установленные каноны живописи, оскорбляя чувства верующих в необходимость такие границы устанавливать. Кошка-хромоножка, рискуя оказаться на гильотине, пишет на стенах зданий фразы, порочащие главу государства. Все они так или иначе вынуждены опасаться «стражей порядка» и бдительных соотечественников.

Граждане, являющиеся опорой режима, заслуживают отдельного упоминания. В образе Калимера великолепно продемонстрирован известный тип «патриота» - патриота страны лжецов. Он, естественно, убеждённый доносчик: «Напишу-ка министру, ведь здесь подрывают законы королевства!» и разоблачитель «врагов златокудрого короля», пускай не совсем бескорыстный. Впрочем, «пятую колонну» он ненавидит абсолютно искренне. Трудна и опасна участь настолько страстного поклонника власти. Когда однажды её служители лишают его заработанного и вожделенного вознаграждения, мотивируя свой поступок законом, он, не выдержав душевного напряжения из-за отринутой государством любви, сходит с ума.

А король Джиакомо хорош. Его характеризует хотя бы такое восклицание: «Только я, я и снова я, один, знаю, что и когда надо делать!».
Джиакомо щедро раздаёт своему окружению медали «За заслуги перед Отечеством» разной степени.
В решительном негодовании он отметает робкое предложение направить усилия на обеспечение бедных кварталов хлебом и маслом: «Не до масла, нам нужны пушки, танки и корабли!».
Наконец, златокудрый правитель объявляет Государственному совету, что наступил исторический час, когда следует начать войну:
- Предлагаю послать ноту королю Туриндии и начать военные операции… Пишите и отправьте немедленно: «Нота. Объявляю вам, королю Туриндии, что вы – лысый болван!
Аплодисменты.
- Как я его?
- Отлично, - отвечали члены Государственного совета и спели бравурную песню о непобедимости своего короля.

На фоне этих персонажей иностранец, практически иностранный агент, Джельсомино совершает в стране лжецов страшные преступления: поёт крамольные песенки, разрушает сумасшедший дом и выпускает узников, вызволяет арестованных лиц из тюремных подвалов, в конце концов, узнав страшную тайну, что король Джиакомо в действительности лыс, поднимает народный бунт. Вот так, простой лозунг «Король носит парик» привёл к революции.

Финал истории не так уж важен. Важно, кому в этой борьбе сочувствует читатель и зритель. Ещё важно, что в советской кинокартине 1977 года прозвучала реплика: «Ваше Величество, вы просили напомнить о демократии. Теперь это модно». Как в воду глядели.
Tags: кино, литература, общество, политика, репрессии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments