igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Category:

Эксперт: российские школьники глупеют

Попалось на глаза крайне интересное интервью. Kандидат психологических наук, руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ и глава центра «Диагностика и развитие способностей» Людмила Ясюкова более двадцати лет изучает вопросы интеллектуального развития школьников. В интервью «МК» в Питере» она говорит о процессах, тенденциях и проблемах, которыми, на мой взгляд, должны бы заниматься в министерствах образования (федеральных и региональных). Но почему-то не занимаются.

Привожу наиболее любопытные выдержки из ответов эксперта. Особенно хочу обратить внимание на слова, посвящённые содержанию отдельных учебных предметов в настоящее время в сравнении с советским периодом. Как учитель истории могу сказать, что переход в 1990-е годы с линейной на концентрическую систему обучения стал мощнейшим ударом по знаниям школьников в этой дисциплине. Объём материала, изучавшийся ранее спокойно и планомерно в течение семи лет учёбы, стали изучать за пять, "галопом по Европам". Из любимого урока история превратилась в кошмар с неперевариваемым для детского мозга количеством информации. Параллельно подобные катастрофы происходили в преподавании других учебных предметов. Реформаторы, руководствуясь умозрительными теоретическими выкладками "инноваций", отказывались от отлично зарекомендовавших себя традиций советской методики преподавания.

Итак, говорит Людмила Ясюкова.

С конца 80-х идет сильное снижение интеллекта основной массы детей, которые заканчивают школу. Плюс падение уровня образованности, культуры. Но связано это не с какими-то генетическими нарушениями, а с тем, что наша система образования год от года становится все хуже. Развитие ребенка зависит от того, по каким учебным программам он учится. Если они ухудшаются, то происходит и снижение интеллекта. Высокий уровень образованности сохраняется только у учеников лучших гимназий, лицеев, где с ребятами занимаются по усиленным программам.

У меня разработана своя технология на базе теста структуры интеллекта Амтхауэра. Каждый год я замеряю у учеников начальной, средней и старшей школы несколько показателей, включая, например, сформированность понятийного мышления. Кроме того, замеряю абстрактное, пространственное мышление, общий уровень культуры, провожу тест на внимательность, личностные особенности школьника. В общеобразовательных школах результаты тестирования сейчас в два раза хуже, чем в конце 80-х годов.

Мы перешли на другую парадигму образования. Раньше была академическая, когда дети действительно изучали науки. Сейчас считается, что научных знаний давать уже не надо. Главное, чтобы школьники получили в процессе обучения какие-то практические навыки, которые помогут им адаптироваться к жизни. Объясню на простом примере. Раньше в начальной школе было природоведение, на котором закладывались основы естественно-научного мышления. Сейчас — «Окружающий мир». Это бессмысленная окрошка без всякой логики. Да еще и с массой ошибочных сведений. Например, на одном из уроков второклассники изучают следы зверей. И знаете зачем? Чтобы самостоятельно выйти из зимнего леса. Но, во-первых, вряд ли 8-летний ребенок у нас окажется один зимой в лесу. А во-вторых, по следам животных оттуда все равно не выйти.

Преобразовали у нас и биологию. Раньше в 5-м классе была ботаника, в 6–7-м — зоология, в 8-м — анатомия и в 9-м — общая биология как обобщение всего изученного ранее. То есть в процессе обучения была четкая логика. Новые знания прекрасно укладывались в систему, и ребята легко могли при необходимости якобы вспомнить их, а на самом деле просто реконструировать. Недаром еще советский психолог Лев Выготский говорил, что у взрослых работают уже не память, а мышление и реконструкция. Проблема в том, что в современном образовательном процессе логики зачастую нет, а значит, реконструировать ничего нельзя. Все идет вперемешку — с 6-го по 9-й класс и ботаника, и животный мир, и общая биология.

С физикой еще хуже. Раньше с 6-го класса ребята начинали изучать механику и сразу же решали задачи, которые способствуют развитию мышления. Теперь физика идет с 7-го класса. И вместо механики школьникам рассказывают о природе, космосе, планетах. А механику вместе с оптикой, электричеством, магнетизмом они изучают с 8-го по 9-й класс. То есть всего два года вместо четырех, как было ранее. Вместо решения задач детям зачастую задают делать презентации. Что такое презентация? Это пересказ в картинках! То есть физики как науки, которая учит думать, больше нет. А значит, и о формировании понятийного мышления можно забыть.

Причина тотальной неграмотности современных школьников в так называемых фонетических программах обучения, на которые наши школы перешли в 1985 году. При этом методе обучения основное внимание уделяется звучанию, произношению. Детей два года в детском саду, а потом и в начальной школе учат на слух разбирать слова. Больше двух лет они не видят написания слов и не работают с правилами, что приводит к формированию слуховой доминанты — главным для них становится звучание слова. Более того, дети с 1-го по 6-й класс постоянно выполняют задания на звуковую запись слова. На уроках они пишут «йожык», «малако», «сабака», «агур’эц», «тил’онок». Со временем подобный неграмотный вариант письма еще и зрительно запоминается…

Сейчас до 45 процентов детей, поступающих в школу, имеют функциональные нарушения в виде синдрома дефицита внимания и гиперактивности. До начала 90-х годов их было от 6 до 12 процентов.

Чтобы исправить ситуацию с интеллектуальным уровнем школьников, нужно изменить программу «началки», вернуться к тому, что было в 60-х годах прошлого века. Поверьте, никакого коллапса не случится. Если вы вспомните, советская школа образовывала всех. А сейчас репетиторов нанимают чуть ли не с первого класса… Конечно, и сами родители могут внести свой вклад в образование детей. Самый простой совет: научите свое чадо читать еще до школы. Причем не надо просить его пересказывать тот или иной рассказ. Это бессмысленно. Лучше задавайте вопросы о прочитанном. Это научит ребенка думать, правильно формулировать свои мысли .

Оригинал www.online812.ru/2015/10/01/011/
Tags: образование, реформа образования, школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments