igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Categories:

Кировчане бьют рекорды по жалобам

По информации пресс-центра Правительства Кировской области количество письменных жалоб и обращений граждан в 2015 году составило 18 тысяч, что сразу на 25% выше, чем в 2014. Причём, материал о данном факте отделом по работе с обращениями граждан и организаций подаётся если не с ликованием, то с чувством глубокого удовлетворения: Губернатором и членами Правительства все обращения рассмотрены, по ним дано свыше 17 тысяч поручений, в большей части вопросы решены положительно, увеличивается число конкретных предложений в соотношении с количеством жалоб… Особенно умиляет в пресс-релизе разбивка авторов обращений по категориям: 2323 пенсионера, 800 инвалидов, 400 многодетных родителей и т.д., есть даже ученица 1-го класса. Вроде бы действительно можно порадоваться возросшей активности нашего зачастую инертного и равнодушного населения. Однако я бы охладил столь радостный пыл.

Учитывая количество рабочих дней, в среднем за день Правительство получало свыше 70 обращений. Не многовато ли даже для разросшегося аппарата? Ведь задача министерств – решать системные проблемы, вопросы общего плана, обеспечивать развитие региональной экономики, повышать качество жизни в целом, а не увязать в мелочах, в частном. Кроме того, областное правительство – не единственный институт, выбираемый изобретательными гражданами для направления «предложений». Только в одной организации за короткий период мне приходилось сталкиваться с поручениями, приходящими на основании обращений недовольных чем-то граждан из аппарата Законодательного Собрания, Уполномоченного по правам ребёнка, прокуратуры, не говоря уже об органах управления образованием. Все эти обращения, без исключений, объединяло одно – по инициативе авторов они благополучно миновали стадию рассмотрения на уровне самой организации.

Ребёнку достался потрепанный учебник? Конечно, самое время писать Президенту страны. Не нравится школьный учитель, о котором нелестно отозвалась соседка, когда-то с третьей попытки сдавшая выпускной экзамен? Значит, этим будут заниматься в региональном министерстве и муниципальном управлении образования. Мел с тряпкой не устраивают? Пора озаботить Федеральное Собрание.

Приведу пример типичного представителя среды жалобщиков. Как-то заявилась гражданка с претензией по поводу якобы отравления ребёнка в школьной столовой, грозила писать заявление «самому Онищенко». На разбирательство убили больше часа. Каждый день питаются около 700 человек, работает бракеражная комиссия, прекрасный опытный коллектив поваров, и на сей раз тоже никаких жалоб, кроме этой, не поступило. По ходу беседы поведение женщины становилось всё более странным. Язык её стал заплетаться, а почерк оказался абсолютно неразборчив. Видимо, перед походом в школу она зашла в рюмочную и прилично тяпнула. Вызвал полицию, мамашу увезли в участок. В итоге в Роспотребнадзор обращаться она не стала. Однако кто даст гарантию, что в следующий раз она не черкнёт несколько строк Правительству посредством электронной связи?

Безусловно, у людей должно быть право на обращение в органы власти. Но складывается впечатление, что отдельные граждане (их уже немало) стали злоупотреблять своим правом, отвлекая эти органы по ничтожным поводам. И вместо того, чтобы пресечь всё возрастающий поток глупых и сомнительных обращений, чтобы потребовать от человека попробовать для начала объясниться с руководством организации и его непосредственным начальством, власть словно поощряет возникновение таких обращений (в том числе федеральная, если вспомнить, какой ерундой порою загружают на «прямых линиях» главу государства, и тут же следует поручение). Ладно бы делать министрам нечего было.

Вот 20 лет я работаю в системе школьного образования, некоторые из моих коллег – 25, 30, 40. Неужели мы, учителя, руководители школ, знаем ситуацию в образовательных учреждениях хуже, нежели сторонний человек, инвалид или многодетный родитель, решивший выйти со своим «предложением» на уровень областного правительства? Неужели мы не чувствуем «тонких и узких» мест, не ощущаем проблем, не видим причин, приводящих к конфликтам, противоречиям? Или делаем это не так хорошо, как авторы жалоб? Нас ведь сейчас никто ни о чем не спрашивает. Наоборот, при случае ещё и заткнуть пытаются. Только приказы выполняй.

И всё-таки, нет-нет, но изредка профессиональная общественность сподобится на письмецо, вопросик там, какое-никакое обращение. Каюсь, в прошлом году тоже дважды беспокоил высокие инстанции. Например, почему в России с 1980 года не пересматривается перечень оснований для вывода детей на домашнее обучение. В Белоруссии, к примеру, его за предыдущее десятилетие несколько раз пересматривали, и в Белоруссии есть современные диагнозы вроде СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) или поведенческих отклонений на фоне легкой умственной отсталости. Есть не только права, но также ответственность родителей за воспитание детей. Предложил воспользоваться опытом соседней страны, ведь в наших обычных школах масса конфликтов и бед возникает из-за невозможности уследить в переполненном классе за ребёнком, который не способен себя контролировать, и виноват всегда педагог, а родитель с его почти безразмерными правами как бы совсем не при чём. И что? Не только положительных решений, ответов-то нет. Понимаю, что данная тема менее увлекательна, чем конкретная склока очередной Марь Иванны с Вовочкой и его родителями, но если не заниматься корнем проблем, то следствий, в том числе роста обращений, действительно будет куда больше. Через год – 25 тысяч, через два – 50, придётся не отдел, а целое министерство по их рассмотрению создавать.

Прошу извинить, что иллюстрировал свои размышления исключительно темой образования, хотя рассматриваемая проблема отнюдь не носит отраслевого характера. Вообще сейчас в целом наблюдается нехорошая тенденция: чем меньше власть интересуется мнением профессиональных сообществ, тем всё более кипучий характер её деятельность приобретает в работе с жалобами. При этом чем дальше, тем жалобы становятся всё мельче и пустячнее, а реакция на них всё масштабнее. Закрадывается подозрение, что конфликты, вырастающие посредством бюрократии из мухи в слона, специально провоцируются, чтобы отвлечь общество от проблем реальных и серьёзных в сторону надуманных и мнимых.
Tags: Кировская область, бюрократия, образование, общество, школа, школьные конфликты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments