igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Коллекция административной глупости - 2

Состоявшийся некоторое время назад дебют новой рубрики не вышел комом. Идея оказалась актуальной, слово о бюрократическом пыле востребовано читателем, а газета "Вятский край" даже решила опубликовать первую подборку административных глупостей в своей печатной версии. Что ж, бюрократ тоже не дремлет, продолжает активно фонтанировать глупостями, коллекция пополняется, и пора представить очередной обзор экстремального и эксклюзивного чиновничьего творчества.

На сей раз я решил не ограничиваться сферой образования, потому как сотрудники иных отраслей высказывали обиды, мол, чего-чего, а дурости в работе у них не меньше, и им тоже не зря зарплату платят. Особенно настаивала культура, привыкшая существовать по остаточному принципу. Нам не привыкать рушить рамки приличий, потому впервые в нашем блоге, и только у нас, начнём с неё, с культуры.

В Кировской области в текущем году все учреждения культуры (ДК, клубы, музыкальные школы и т.п.) обязали ежемесячно в срок до 25 числа предоставлять информацию о памятных датах военной истории России. Спрашивают количество информации об этих датах, а именно: сколько произведено единиц аудио объявлений, публикаций и оповещений на информационных стендах, экранах, табло, в сенсорных киосках, интернет-публикаций в социальных сетях. Не знаю, что там пишут в отчётах, но, по моим ощущениям, учреждения культуры здесь несколько не дорабатывают. К примеру, с шестиклассниками мы в марте прошли тему "Борьба русского народа против западных завоевателей в 13 веке". Прохор Ю. (имя и начальная буква фамилии изменены), несмотря на мои 18 единиц аудио объявлений на уроках, 4 оповещения на классной доске и личное обращение к нему в социальной сети, как показал сегодняшний урок повторения, так и не запомнил, что день победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере произошёл в 1242 году. Сколько единиц информации о Ледовом побоище недополучил Прохор из-за халатности учреждений культуры, можно только догадываться.

И всё же в плане идиотизма моя родная система образования пока ещё заткнёт за пояс культуру. В феврале пришло письмо такого содержания: "Информируем о необходимости обследования с составлением акта условий жизни многодетных семей, дети из которых обучаются в школе, посещают детский сад, на предмет оказания помощи по приведению в соответствие с требованиями пожарной безопасности мест их проживания". Вот кто из работников школы может квалифицированно обследовать места проживания многодетных семей на предмет соответствия требованиям пожарной безопасности? Классные руководители? Они могут разобраться в состоянии электропроводки или печей? Чем они помогут? Огнетушителями? Если бы на дворе был 19 век, я бы решил, что сочинитель сего письма - Гоголь.

Впрочем, Кировской области есть куда стремиться. Высоты бюрократической мысли в России не имеют пределов. Так в Алтайском крае в текущем марте пришёл приказ сдать ксерокопии подписей родителей и учащихся в инструктаже "Основы безопасного поведения на водоёмах в весенний период". Поделившаяся новостью учительница сетует: "Родительское собрание прошло за 2 дня до приказа, теперь к 30 учащимся я должна идти на дом за подписями родителей". Ей не привыкать, ведь незадолго до этого она собирала по домам подписи родителей под инструкцией `О поведении при пожаре". В Северной Осетии чиновники запросили отчет о количестве родителей, которые хотят воспитывать детей, но не знают, как это делать.

Авторы всероссийского социологического исследования "вовлеченности учащихся в занятия по предмету "Физическая культура", видимо, отбивающие полученный многомиллионный грант, решили поразить масштабом проводимого опроса. В каждой школе они потребовали провести электронное анкетирование с 3 по 11 класс (по одному в параллели), то есть опросить около 200 учеников и ещё столько же родителей. Время, которое было обозначено для работы с анкетой, составляло 15-20 минут. Учитывая, что в большинстве школ имеется лишь 1-2 компьютерных класса, эта инициатива грозила недели на две полностью заблокировать образовательный процесс: нужно ведь перекраивать расписание, отрывать учителей от основной деятельности, отменять плановые школьные мероприятия... Напомню, что социологические службы делают свои выводы по общенациональным вопросам, основываясь на выборке 3 тысяч респондентов, указывая, что статистическая погрешность не превышает нескольких процентов. Это же исследование не удовлетворялось десятками тысяч опрошенных и больше напоминало диверсию, направленную на дезорганизацию системы общего образования в целом.

Конечно, опытные руководители и педагоги уже поднаторели в заполнении отчётов. Когда их в пятый раз за учебный год спрашивают о количестве лампочек или гербариев в здании школы, никто, естественно, считать не ходит. Иначе детей нужно было бы отпускать на вечные каникулы. Подозревая о таком халатном отношении, бюрократы постепенно стали отказываться от табличной информации, всё чаще запрашивая не голые цифры, а планы, приказы, положения, сочинение которых является делом куда более затейливым и сложным. Причём, они придумывают им уникальные названия, видимо, чтобы нельзя было найти какие-либо образцы в интернете: план создания системы внутреннего мониторинга качества образования; положение о представителе руководства образовательного учреждения по качеству; книга процессов системы внутреннего мониторинга качества образования; положение об управлении записями в образовательном учреждении; положение об управлении несоответствиями, возникающими в процессе образовательной деятельности; приказ об утверждении миссии, политики и целей системы внутреннего мониторинга качества образования и т.п. Попробуй догадайся, каким должно быть содержание подобных документов.

Однако переходящий кубок административной глупости на сей раз мне хочется вручить чиновникам от образования Волгоградской области, разработавшим положение о проведении акции - конкурса "Звезда Гагарина". Согласно ему на подготовительном этапе учащиеся изготавливают звёзды, отражающие событие первого полёта человека в космос. На основном этапе 12 апреля эти изготовленные звёзды развешиваются детьми на деревьях. После чего результаты акции фотографируются, а педагоги направляют отчёты о количестве участников. Да, "украшать" весной зеленеющие деревья какими-то картонными или фанерными "звёздами" - идея, достойная тех, кто уже многие годы преобразует и улучшает российское образование.
Tags: бюрократия, коллекция административной глупости, образование, школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments