igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Category:

Если Вам ничего не приходится отстаивать, то значит … никакой индивидуальностью Вы не обладаете

Не раз приходилось слышать мнение пожилых людей: "Вот у нас был директор! Когда шёл по коридору, то все замолкали и к стенкам прижимались...". Нотки восхищения в этих воспоминаниях. Встречал одного такого директора, он так орал, что в окнах стёкла звенели. А я, например, органически не переношу, когда меня дети боятся - специально улыбаюсь, успокаиваю, задаю вопросы на отвлечённые темы. Это совсем не значит, что в общении нет правил и требований - дети меня, как правило, слушают, это лишь значит, что страх в отношениях ребёнка с учителем совершенно не обязателен. Тем более, по-моему, страха и крика не должно быть в отношениях взрослых, начальника и подчиненных.

Каким должен быть руководитель? В книге "Управление образованием" М.Поташник и А.Соложнин дают ему профессионально-личностную харакетристику.

Они приводят любопытные данные из исследования К.М.Ушакова "Управление школой: кризис в период реформ" (М., 2011) о качествах настоящего лидера:

Руководитель, не являющийся лидером Руководитель, являющийся лидером
- не имеет команды союзников; управляет подчиненными, являющимися исполнителями распоряжений - имеет команду союзников, готовых творчески и увлеченно работать под его началом и нести ответственность за результат работы вместе с лидером
- ориентирован только на задачи сегодняшнего дня, текущего года - ориентирован на долгосрочную перспективу
- поддерживает режим стабильного функционирования организации ради сохранения имеющихся результатов - обеспечивает режим развития ради получения качественно новых результатов
- полагается, прежде всего, на контроль - опирается на доверие
- в руководстве людьми использует требование, принуждение в соответствии с функционалом - опирается на добрую волю, согласие, стремится вдохновить и заинтересовать подчиненных в успехе

И я вспоминаю, как мне легко работалось и работается с начальниками, которые объясняли цели и задачи на перспективу, просили участия, которые на тебя надеялись, доверяли, видели твои сильные стороны и стремились способствовать твоему развитию. Когда ощущаешь себя членом команды, то делаешь всё возможное, чтобы не подвести, выкладываешься для достижения максимального результата, тогда и успех особенно значим.  «Чтобы зажечь других, нужно гореть самому».

«Когда думаю о способах руководства, то приходят на память слова Андрея Болконского о Кутузове в «Войне и мире», который «ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит», - приводят авторы слова Г.Н.Кашиной, начальника РУО Вятскополянского района Кировской области.

Остановлюсь на наиболее интересных положениях, приведённых в книге.

Личные ценности руководителя эффективнее всего передаются образом жизни, личным отношением начальника к работе, к людям, стилем, духом, царящим в организации, корпоративной культурой, то есть через традиции, принятые всеми принципы, исповедуемые идеи и т.п. Передача ценностей – не разовое и не мероприятие, это длительный процесс взаимного духовного влияния начальника и подчиненных друг на друга.
При наличии ценностей руководитель не перепутает средства и цели, второстепенное и главное.

Во всех случаях руководитель школы должен иметь педагогическое образование. Это требование носит категорический характер, ибо невозможно качественно управлять, не зная объекта управления. Не существует управления вообще, всякое управление объектно ориентировано. Вместе с тем существует общая теория управления (менеджмент), который соотносится с объектно ориентированным управлением так же, как дидактика (теория обучения) и методики преподавания отдельных предметов. Замечу, что в последнее время в стране в сфере образования распространилась практика назначения на должности "крепких хозяйственников".

«Уча других, мы учимся сами» (Сенека). Небольшая преподавательская деятельность начальников должна стать нормой.
       
Способности и умения, определяющие эффективность управления:

- умение управлять собой в ситуациях постоянного давления обстоятельств, неопределённости, стрессов
- умение выбирать, формулировать для себя личные ценности, способность заражать ими подчинённых
- умение четко формулировать цели организации и свои личные цели, что при их совпадении существенно повышает эффективность управления
- систематическое самообразование, перенос акцента в повышении своей квалификации с внешних источников на саморазвитие (самообразование всегда эффективнее учебы в любых организованных системах)
- умение решать возникшие проблемы только на долгосрочную перспективу
- личная изобретательность, способность руководителя к творчеству (какое новшество в управлении лично Вы как руководитель придумали?)
- способность влиять на окружающих за счёт имиджа, лидерской харизмы, личного авторитета, общественного признания; осознанный отказ от использования административного ресурса, прямых приказов, когда это не продиктовано крайней необходимостью
- умение обучать и развивать подчиненных
- умение создавать эффективные рабочие группы для решения управленческих задач и проблем

С особым вниманием прочитал главы, посвящённые следующему вопросу.
Административная закаленность руководителя – приобретаемое в процессе работы качество, характеризующее стрессоустойчивость управленца, попавшего в экстремальную ситуацию, умение пережить неприятности с минимальными потерями и, насколько возможно, добиться оптимального разрешения возникшей конфликтной, драматической проблемы.

          Жизнь предполагает постоянное преодоление постоянно возникающих проблем. Идеальных решений не бывает. Как не бывает побед, приобретений без потерь. Каждое решение – это всегда компромисс.
          Терпеливость, умение дождаться благоприятной ситуации для решения проблемы (когда тенденция к её наступлению просматривается) – это тоже фактор, позволяющий выработать в себе административную закалённость.
          Рекомендации к поведению в экстремальной ситуации:
- обязательно сохрани самообладание; не допускай, чтобы эмоции захлестнули тебя
- думай не о себе, а о деле, которому ты служишь, об учителях, детях, ради которых работаешь
- помни о цели школы и о своем предназначении
- дай виновникам сохранить лицо; помни, многие проблемы разрешаются во времени естественным образом
- если речь идёт о драме ребёнка, помни, что его потери в экстремальной ситуации несопоставимы с твоими
- сохраняй достоинство, несмотря ни на что.
       
Я понимаю, как это трудно. Но руководителю нужно это знать, стремиться и быть готовым, "несмотря ни на что".

И ещё два важных совета, за которые зацепился взгляд в данном разделе книги:
- Никогда не стоит бояться ставить перед собой только напряжённые, дерзкие цели.

- Всегда оставляйте (планируйте) время на осмысление осуществлённого. Это требует уединения. Осмысление, анализ, раздумья – это серьёзная работа начальника, которая к вечеру и тем более ночью неэффективна.


Tags: Поташник, административная закаленность, образование, управление школой, школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments