igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Category:

И среди всего этого отврата и мерзости откуда-то вдруг – провидение, пророки, порывы духа

В выпускном классе этот роман, напечатанный в «Роман-газете», мне дала почитать учительница литературы. Несколько недель лежал журнал нетронутым – в отрицании всего, что исходило из мира взрослых, я тоже, подобно многим юношам, преуспевал, но как-то под вечер открыл первые страницы и…читал до самого утра.

Открывая роман Чингиза Айтматова "Плаха" заново спустя десятилетия, хотелось сравнить свои нынешние впечатления с теми, юношескими. Ошеломляющего воздействия уже не было, с течением времени чувства притупились. Да и трагические события, описываемые автором, были в диковинку разве что в кризисную эпоху позднего СССР, а впоследствии лишь нарастали. Так что путешествие наивного мечтателя и борца за торжество добра Авдия Каллистратова, пытавшегося направить на путь истинный торговцев наркотиками, а затем отребье, ищущее шальных денег на бойне сайгаков, с точки зрения сегодняшнего дня не вызывают ни особого ужаса, ни особого удивления.
Роман – размышление писателя о «вечных вопросах», о своей исторической эпохе, нравственном состоянии общества. Не случайно главный герой – бывший семинарист, кроме того в роман введена легенда о последних днях Иисуса. Айтматов соотносит религиозные ценности с реальным положением вещей в человеческом общежитии.
Третья часть "Плахи" о жизни и трагедии трудолюбивого и честного чабана Бостона Уркунчиева выпадает из логики повествования, будучи лишь внешне связанной с предыдущими главами через историю волчьей пары. Практически самостоятельное произведение, самая сильная часть романа, на мой взгляд.

В повести "Белый пароход (После сказки)" главный персонаж - семилетний мальчик, который воспитывается дедом на глухом кордоне в Сан-Ташской пади около озера Иссык-Куль, где всего несколько домов. В этот год он пошёл в школу, и дед, старик Момун, ежедневно возит его в Джелесай, затрачивая значительное время.
Большую роль в жизни ребёнка играет сказка о Рогатой Матери-оленихе, которая, по преданию деда, была прародительницей их рода, некогда спасла приговорённых к смерти мальчика и девочку. Появление в этих местах маралов после длительного отсутствия было воспринято им и дедом, как чудесное явление.
На кордоне разыгрываются свои семейные драмы: объездчик кордона Орозкул пьёт, бьёт жену (дочь Момуна) за бездетность, третирует остальных его жителей, пользуясь своей должностью. Мальчик кроме деда никому не нужен, и белый пароход – это мечта о далеком прекрасном мире.
Однажды взрослые убивают маралов и устраивают пир. Не может им помешать и Момун. В душе мальчика, воспринимающем гибель маралов как гибель сказочной Матери-оленихи, происходит мучительный переворот.

В повести "Джамиля" автор, будучи подростком, стал свидетелем возникновения страстной любви между замужней Джамилей и Данияром, вернувшимся с фронта солдатом. Перед юношей, а также влюблёнными женщиной и мужчиной встал непростой выбор – сохранение верности брачным узам, семейной общности, либо любовь, настоящее чувство.
Очень красивая, задушевная повесть. Выбор, сделанный героями, неоднозначен, там всё непросто, но позиция автора – перед подлинным глубоким чувством должны отступать другие ценности – в описанном случае вызвал понимание и уважение.

"Пегий пёс, бегущий краем моря". Трое мужчин отправляются на морскую охоту за нерпами и в первый раз берут с собой мальчишку Кириска. Всё поначалу идёт хорошо, но внезапно налетает шторм, надвигается плотный туман, и люди оказываются потерянными среди водной глади. Без еды и с дефицитом пресной воды. Как поступят мужчины перед лицом неминуемой смерти? Финал повести невозможно читать без слёз.

"Первый учитель". Автор узнаёт историю появления первой школы в аиле от академика Алтынай Сулаймановой, ведёт рассказ от её имени.
В 1924 году комсомолец Дюйшен был послан в аил, чтобы открыть там первую школу для детей бедняков. Сам он грамоту знал совсем плохо, читал по слогам, но учил детей всему, что было ему известно, а, главное, воспитывал их примером собственной честной, горящей, полезной людям жизни. Алтынай тогда было 15 лет, сиротой она воспитывалась у жестоких родственников, и если бы не вмешательство в её судьбу Дюйшена, то не учёба и слава была бы её будущим, а несчастье насильно выданной замуж девушки.
Глубокую любовь и благодарность к своему учителю пронесла Алтынай через всю жизнь.
Как читатель, как учитель, я крайне признателен Чингизу Айтматову за идею повести. Сегодня, когда на первое место среди профессиональных качеств педагога вышло знание предмета, мало кто задумывается, что педагогическое призвание – это, прежде всего, нравственная чистота, вера в детей, любовь к ним, гражданская активность, заинтересованность и участие в судьбе воспитанников.

Роман "И дольше века длится день (Буранный полустанок)". Умер Казангап, и его друг Едигей решает похоронить на старинном кладбище Ана-Бейит, куда отправляются шесть человек за 30 верст с огромным верблюдом – атаном Каранаром. По пути Едигей вспоминает прошедшие годы.
Параллельно идёт фантастическое повествование о межпланетных экспедициях на орбитальную станцию «Паритет», открытии внеземной цивилизации и реакции советских и американских властей на это событие.
Пожалуй, самые сильные страницы романа – о трагедии репрессированного Абуталипа Куттыбаева.

Грустная история необыкновенной любви, измены и крушения счастья в очень нежной повести "Тополёк мой в красной косынке".

«Мне трудно объяснить отчего, но стоит запеть хотя бы троим грузинам, пусть самым обыкновенным, - и изливается душа, и дышит искусство, простое и редкое по соразмерности, по силе воздействия духа. Наверное, это у них особый дар природы, тип культуры, а, может, просто от Бога».
«Родину невозможно унести, можно унести только тоску, если бы родину можно было перетаскивать с собой, как мешок, то цена ей была бы грош».
«…человек раздирается между соблазном обогащения, подражанием тотальному подражанию и тщеславием, что это и есть три кита массового сознания, на них всюду и во все времена держится незыблемый мир обывателя, пристанище великих и малых зол, тщеты и нищеты воззрений, что трудно найти такую силу на земле, включая и религию, которая смогла бы перебороть всесильную идеологию обывательского мира».
«А думалось ему о разном. И больше всего о том, что из года в год добросовестно работать становится все труднее и что у нынешнего народа, особенно у молодежи, совсем стыда не стало. Слову теперь никто не верит. И каждый прежде всего свою выгоду ищет».
«…казалось бы, сколь ничтожны люди – гадят, мочатся, совокупляются, рождаются, мрут, вновь рождаются и мрут, сколько низости и злодеяний несут они в себе, и среди всего этого отврата и мерзости откуда-то вдруг – провидение, пророки, порывы духа».

Наверное, это странно, полюбить Киргизию, зная её только по Чингизу Айтматову. Но в моём случае это именно так.
Tags: Айтматов, литература
Subscribe

Posts from This Journal “литература” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments