igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Когда все врут, трудно утверждать, что система функционирует нормально

В конце 90-х годов, ориентируясь на конституционное положение, что в РФ обязательным является не среднее, а основное общее образование («девятилетка»), была проведена грандиозная реформа содержания многих школьных предметов, значение которой до сих пор не оценено.

Вместо линейной системы обучения были введены так называемые концентры: материал, который ранее изучался, к примеру, с 5 по 11 класс, стал изучаться с 5 по 9 класс. Его уплотнили (ранее в истории 20 век изучали в 10-11 классах, теперь в 9; в 9-м стали изучать органическую химию, которая раньше тоже была уделом старшей ступени обучения и т.д.). Это породило серьёзные учебные перегрузки детей. Учителя стали жаловаться на непосильный темп: «Пример изучения литературы в 9 классе: Блок - 1 час, Есенин - 1 час, Ахматова - 1 час, `Серебряный век` - 1 час (!) и т.д. Если раньше роман `Евгений Онегин` изучали 8ч, то сейчас - только 2ч. Когда разговаривать с детьми? Когда полюбить читать в этом конвейере тем?». Тогда, кстати, стали популярны опросы молодёжи, например, по поводу знаний о Великой Отечественной войне. А что о ней можно было знать, если на изучение этой темы в 9-м классе выделялось 3-4 часа?

Ситуацию усугубил внедрённый в образование и доведённый до абсурда бюрократический формализм. Некий инспектор Рособрнадзора сегодня приезжает в школу, просматривает классные журналы и сверяет наименования тем с позициями государственного стандарта. Не дай бог, учитель выпустил какое-то слово – следует страшный вывод о «невыполнении» стандарта. Скрупулёзно проверяется соответствие почасового календарно-тематического плана его реализации, отражённой в классном журнале. Если в наше время мы могли каждый сентябрь быть занятыми на уборке картофеля, то сегодня пропуск 2-3 уроков – грубейшее нарушение и трагедия. Но так как учитель и дети – не роботы, они, случается, болеют, могут в тот или иной день оказаться под воздействием глубоких позитивных или отрицательных эмоций, могут освоить тему быстрее или, наоборот, медленнее, соблюсти план от точки до точки практически невозможно. Поэтому у нас повсеместное несовпадение записей в классных журналах и реального содержания уроков. Вроде бы мелочь. Но все погрязли в малой и при этом всеобъемлющей лжи. "Так надо", - с пониманием кивают и школьные администраторы, и родители, и дети. Но когда все врут, трудно утверждать, что система функционирует нормально.

Международные исследования, направленные на изучение уровня подготовки школьников и выпускников, показывают некоторое отставание России от развитых стран (хотя не всегда и не везде, так Россия в лидерах по обучению чтению в начальной школе). Ориентироваться на них, наверное, разумно, соответственно предпринимать те или иные шаги по улучшению положения.

Казалось бы, у нас дошли до главного. Постепенно пришло понимание, что главенствующий в школе предметоцентризм – вчерашний день, что в жизни важны не только и не столько знания по конкретному предмету, а общеучебные (метапредметные) умения и навыки, что в процессе обучения надо особое внимание уделять элементам, влияющим на личностное развитие ребёнка. Введение новых стандартов (ФГОС) – одна из крупных реформ, которая воспринимается положительно, несмотря на многочисленные безобразия в ходе реализации. Там много ценного и органично принятого учителями.

Но, на мой взгляд, плоды этой кропотливой системной работы теряются под ударами, продиктованными сиюминутной конъюнктурой. Поясню примером, что я имею в виду.

В одной из своих программных статей 2012г. президент Путин писал: «Гражданская задача образования, системы просвещения – дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа. И в первую очередь речь должна идти о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история». Хорошо, красиво сказал.

Но вот Олимпиада в Сочи, которая выбрана объектом для демонстрации единения власти и народа, достижений власти – и в начальной школе посреди учебного года распоряжением сверху из каждого класса от литературного чтения отняли по часу на физкультуру, в старших классах пострадал школьный компонент (в отсутствие спортзалов дети или бегали по коридорам, или, чаще, сидели в кабинетах с учебниками физкультуры). Надо уважить РПЦ, настойчиво претендующую на присутствие в светских школах, ввели в 4кл. «Основы религиозных культур и светской этики», отобрав у литературы ещё час.

Самостоятельность школ при определении того, чему и как учить, была сведена к минимуму. Трудные 90-е годы дали России целый пласт инновационных, авторских, уникальных учебных заведений (и у нас на Вятке: ФМЛ, КЭПЛ, ВГГ, ЛЕН, лицеи и гимназии Чепецка, Слободского, Вятских Полян и т.п.), а в теперь уже долгие годы ничего подобного не рождается. И так будет продолжаться, пока вопросы содержания образования будут определять исключительно чиновники, имеющие на несогласных педагогов кнут в виде диких штрафов и отзыва аккредитации.
Tags: бюрократия, образование, школа
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments