igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

О всяких там "национальных" проектах

 

Нынешняя власть любит обозначать свои начинания как «национальные». Вот недавно то ли канули в лету, то ли ещё живут, подобно премудрому пискарю, нацпроекты «Образование», «Здравоохранение» и «Сельское хозяйство». Первый запомнился розыгрышем грантов, который из года в год получали одни и те же, причем именно те, у которых и так всё было. Второй – значительным повышением зарплат врачей общей практики, приведшим к распрям и расколу в медицинской среде и повсеместному дефициту узких специалистов. Третий не запомнился ничем. Все проекты ничуть не мешали закрывать по России школы, ликвидировать фельдшерско-акушерские пункты и разорять колхозы. Впрочем, наверняка с мест в центр были направлены внушительные отчёты о выдающихся достижениях и переменах, зафиксированных в статистике, смысл которой сам чёрт не разберёт. Однако многие ли из нас отметят для себя, что за прошедшие годы заметно улучшилось положение в указанных отраслях? А ведь это – главное. Чтобы если не каждый, то большинство увидели позитивные изменения и согласились с ними. Что означает парадокс, когда власть убеждённо диктует об успехах, а рядовой обыватель в упор их не видит? На мой взгляд, это означает абсолютно разное понимание сторонами целей и содержания нескончаемых реформ и модернизации.

 

Да и может ли быть иначе? Ведь «национальные» проекты рождаются либо в голове президента (как, например, очередная его инициатива – «Наша новая школа»), либо в недрах президентской администрации и правительственных кругов. Власть давным-давно перестала интересоваться мнением народа. Она воспринимает его как требующее управления бессловесное стадо, которому непосильно осознание собственных чаяний, целей и смысла существования. Она сама умозрительно их определяет, спускает соответствующие установки и директивы – «для вашего же счастья» - и требует их исполнения, совершенно не заботясь о том, каково отношение к ним людей. Власть совсем перестала слушать. Вместо того, чтобы создавать условия для решения назревших проблем, она в ситуациях «села в лужу» с видом невинного младенца задаёт вопросы: «А почему у вас здесь криво? Отчего темно? Отчего грязно?».

 

В политической системе страны проводниками интересов избирателей вроде должны быть партии. Правда, народная партия в стране одна, и она, ни для кого не секрет, удивительно напоминает КПСС. Боюсь, в её жёсткой иерархии мнение рядового члена ничтожно и при отклонении от генеральной линии нужно разве что для того, чтобы от него избавиться – «партбилет на стол!». О нравах, царящих в «ЕР», говорит такой случай. Мой знакомый, директор крупной школы, вступил в её ряды с тайной мыслью отремонтировать обветшавший спортзал. Спустя определённое время он публично обратился к руководителю местной ячейки, директору мебельной фабрики, оказать соответствующую помощь. И он её получил - в виде трёх десятых кубометра некондиционной фанеры под обязательное условие тиснуть хвалебный материал в городскую газету. Подобные показуха, пиар при соблюдении внешних приличий – суть партии власти, многотысячная бесправная массовка которой навербована для прикрытия всевластной верхушки из разного рода должностных лиц, мечтающих извлечь хоть какую-то корысть в наше трудное время.

 

В итоге все «национальные» проекты – идеи горстки чиновников, узурпировавших посредством денег и избирательных технологий право на законотворчество. Я считаю, что они никоим образом не заслуживают так называться. За ними нет реального обсуждения, нет подписей, нет голосов, и придание им статуса национальных (т.е. общенародных) – враньё.

 

Подлинный национальный проект может быть рождён исключительно плебисцитом. Причем, для признания его результатов простого большинства голосов будет недостаточно. Поддержку в реализации национального проекта должны выразить никак не менее трёх четвертей жителей страны.

 

После принятия Конституции демократическая Россия не знала референдумов. Так, может быть, не обходные маневры в виде обсуждения в Интернете закона о милиции, а серьёзная подготовка референдума могла бы стать объединяющей идеей для нации? Например, по вопросам, какими всё-таки должны быть в стране образование, здравоохранение и сельское хозяйство. 


Tags: образование, школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments