igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Categories:

О пользе хорового пения, или "щас спою!"

В замечательном советском мультике по мотивам народного украинского фольклора "Жил-был пёс" симпатичный Волк, афористично выражавшийся сипловатым баском, наевшись-напившись во время свадьбы в доме хозяев благодарного Пса, оперся с сытым иканием на колени гарной дивчины и затянул свою волчью песню. Порою высказывания наших министров и депутатов напоминают ставшую знаменитой реплику "Щас спою!" и явно продиктованы настроением, схожим с довольством объевшегося Волка.

Вице-премьер Ольга Голодец заявила следующее: "Надеюсь, что в этом году у нас будет серьезный прорыв, потому что мы дадим возможность каждой школе иметь своего руководителя хора, концертмейстера, и это будет уже в нормативных документах системы общего образования». По ее словам, хоровое пение станет частью школьных уроков музыки, а педагоги, преподающие этот предмет, смогут посетить курсы повышения квалификации.

Я согласен, что уроки музыки являются, несомненно, важнейшей частью школьного образования. Однако идея заставить всех школьников петь хором - это совсем не то, что хотелось бы услышать от заместителя председателя российского правительства. У нас других проблем нет? Почему о школьных хорах говорит кандидат экономических наук, которая никогда в своей жизни не касалась вопросов образовательных программ? Есть новый министр образования, школьные программы - это её "епархия", а Васильева достаточно осторожна в предложениях и, к её чести, ещё более осторожна в проведении непродуманных реформ. Сотрясаемая бесконечными изменениями школа, во всяком случае, с приходом Васильевой получила определённую передышку и вовсе не ждёт очередной "кампанейщины".

Поднимать сейчас вопрос о введении дополнительных ставок руководителей хоров и концертмейстеров, мягко говоря, несколько неуместно. В обыкновенной сельской школе, где в каждой параллели по одному классу, всего 8 часов музыки в неделю. При этом в начальных классах учителя предпочитают вести данный предмет самостоятельно. Их можно понять. В отличие от педагогов-предметников учителя "началки" объективно не имеют возможности набирать много часов, их нагрузка - как правило, одна ставка и несколько внеурочных занятий, что в итоге оборачивается самой маленькой зарплатой, составляющей в нашем регионе теперь нередко лишь 10-12 тыс.руб. в месяц. Как поддержать эту категорию учительства, категорию, самую преданную детям - вот вопрос для размышлений в правительстве.

Найти специалиста на оставшиеся 4 недельных часа - задача не из лёгких. Потому музыку и в 5-8 классах зачастую ведут не профессионалы. Однако не будем забывать, что с советских времён по всей стране, в городах и сёлах, существуют детские музыкальные школы, школы искусств, где трудятся энтузиасты своего дела. Создание школьных хоров при дефиците профессиональных кадров - это случаем не завуалированный удар по учреждениям дополнительного образования? Извините, но в свете политики последних десятилетий в нашей сфере мы привыкли к тому, что если где-то прибывает, то в другом месте обязательно убывает, и крайне слабо верится, что в школе появится концертмейстер плюсом, а не вместо концертмейстера школы искусств. Хотя именно учреждения дополнительного образования, разнообразие кружков и секций по выбору должны бы стать объектом пристального внимания власти. Кроме того, наш опыт показывает, что финансирование школ идёт по нормативам, которые по конъюнктурным соображениям произвольно меняются, теперь в сторону уменьшения. Средств катастрофически не хватает, и введение новых ставок на практике означает ликвидацию ставок других специалистов, нужных никак не меньше. Руководителя хора введём, а психолога сократим?

Конкретно нашей поселковой школе с учителями музыки повезло. Прекрасные специалисты. Одна учительница сама сочиняет музыку. Другая с утра до ночи пестует воспитанников в вокальной студии "Семь нот". Кстати, в прошлом году на областном конкурсе школьных хоров наш занял третье место, а без солисток студии не обходится, наверное, ни один региональный фестиваль юных исполнителей. С превеликим трудом удалось недавно приобрести микшер, несколько микрофонов, но материальная база кабинета музыки требует совершенно иных вложений. Нужны новые синтезаторы, аппаратура, нужны звукоизолирующие двери - увы, нынешних учебных расходов не хватает даже на учебники. Если бы Минобрнауки взялся за целевые поставки оборудования для дисциплин, которые давным-давно находятся в загоне (музыка, изобразительное искусство, технология), ценность которых хотя и громадна, но у бедных регионов руки до них никогда не дойдут - вот было бы хорошее подспорье. Тем более опыт централизованного снабжения учебных заведений успешно реализовывался в рамках национального проекта "Образование".

...Мы с другом Сашкой в школе любили пошалить и не стремились посещать обязательные тогда хоровые занятия. Сбегали и потом в наказание мыли полы. Прятались в шкафах кабинета истории. На хоре на нас находил беспричинный смех, и это мешало репетициям. Наконец, когда однажды мы успокоились и запели, дирижёр в бешенстве остановила исполнение песни и выгнала нас с хора "навечно". Ну, не всем дано... Стоит ли подобных оболтусов обучать хоровому пению насильно? Не лучше ли их приучать к посильному труду, о чём перед началом учебного года говорила министр Васильева?
Tags: образование, школа, школьные программы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments