igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Category:

«Не смотри сюда, Игорь, тебе всю ночь не уснуть!». Как мы побывали в школе Татарстана

Наступили весенние каникулы, и руководители образовательных организаций Слободского района, наняв «Газель» и договорившись с частными лицами о ночлеге, взяли по три дня отпуска, чтобы встретиться на семинаре с коллегами Высокогорского района республики Татарстан. Нас ожидали изумительно тёплый приём, серьёзный разговор о реализации ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов), обмен опытом и сувенирами, подписание соглашения о сотрудничестве, беседы в кулуарах по самым острым вопросам школьного образования.

Всё действо происходило в средней школе села Чепчуги. Небольшое и самое обыкновенное учебное заведение, в котором обучаются чуть более 100 детей. По рейтингу не в лидерах, потому руководители соседних образовательных организаций ревностно интересовались, почему наш выбор пал именно на него. А пал он совершенно случайно – до кого-то не могли дозвониться, здесь же ответили сразу и восприняли наше предложение на «ура». Кроме того, всего 30 км до Казани, где мы планировали посетить культурные центры.

Потом я переспрашивал директоров из Высокогорского района, насколько состояние вверенных им учреждений сопоставимо со школой в Чепчугах. Одни уверенно отвечали, что такое же, другие убеждали, что у них лучше, а ещё поблизости есть страусиная ферма и прочие достопримечательности. Я снова переспрашивал и получал ответы – да, каждый год производится масштабный капитальный ремонт нескольких муниципальных школ и детских садов; да, все заменены на пластиковые стеклопакеты; да, в коридорах противопожарный линолеум, современная отделка стен и потолков; да, светильники с люминесцентными лампами заменены на светодиодные; да, кровли все скатные; да, повсеместно капитальные заборы из металлических конструкций; да, почти во всех кабинетах мультимедийное и проекционное оборудование. В сельской школе санузлы облицованы плиткой, дверные блоки учебных кабинетов напоминают офисные. При этом здание отнюдь не новое, не производит впечатления какого-то роскошного, богатого, но оно ухоженное, симпатичное, не вызывающее жалость. Сама обстановка создаёт ощущение благоустройства и уюта.

Никогда возможности бюджета Татарстана не представлялись мне настолько наглядно. Именно целевые республиканские вливания в планомерный капитальный и текущий ремонт, считают местные директора, позволяют поддерживать достойную материальную базу. С повседневными нуждами, уверяют они, ситуация гораздо хуже и во многом напоминает положение в нашем регионе. Как и в Кировской области, образовательным организациям не хватает денег на моющие, электротовары, бумагу, заправку картриджей и т.п. Надзорные ведомства и суды беспощадны и накладывают штрафные санкции за несоблюдение тех или иных правил и норм, несмотря на дефицит финансирования. Однако в отличие от наших школ большинство татарстанских являются не казенными, а бюджетными учреждениями, и получают обязательное задание на привлечение внебюджетных средств. Например, школа в Чепчугах за год должна привлечь со стороны 150 тыс. руб. «Зарабатывают, кто как может», - признаётся мой собеседник. Вводятся платные кружки и секции, продаются овощи и цветы с пришкольных участков и др.

Огромную помощь школам в Татарстане оказывают родители, весь ремонт в кабинетах – за их счёт. Насколько я понял, проблем с жалобами на поборы здесь не возникает. Возможно, видя существенные государственные затраты на обеспечение школ, родители с большей охотой идут на личные жертвы. Впрочем, это могут быть особенности менталитета. В Высокогорском районе явка избирателей на последних выборах составила 97%, что для Кировской области показатель абсолютно фантастический. Никто также не протестует, что дети из татарских семей, из смешанных семей, в которых один из родителей татарин, в обязательном порядке изучают родной язык. По закону дело это добровольное, но на практике региональные чиновники Министерства образования требуют стопроцентного охвата.

Средняя заработная плата школьных педагогов в Татарстане несколько выше, чем на Вятке, а вот заработная плата воспитателей и заведующих детских садов существенно выше.

Конечно, мы говорили не только о материально-технических условиях. Занимаемся общими вопросами: эффективность и трудности в реализации ФГОС, выстраивание системы внеурочной деятельности, приобщение к здоровому образу жизни, краеведение, юнармейское движение, Российское движение школьников… Приготовленные представителями слободской делегации доклады пришлись по душе хозяевам. Начальник управления образования Е.В.Гусева рассказала о различных направлениях деятельности наших учебных заведений, эффектно проиллюстрировав выступление несколькими роликами слободской и кировских телекомпаний. Директор Каринской школы Т.В.Хамидулина (Карино – центр татарской культуры на слободской земле) приветствовала высокогорцев на татарском языке. И когда она извинилась за диалект, её наперебой успокоили, что всё понятно. Понравился каринский сладкий подарок – национальное блюдо чепчеге (могу ошибаться в написании, блюдо похоже на более известный «чак-чак»). Аудитория с замиранием слушала душевный рассказ и смотрела презентацию о традициях маленькой татарской школы в сердце Кировской области. Руководитель Салтыковской школы С.В.Перминов, по совместительству глава районного методического объединения преподавателей-организаторов ОБЖ, поведал об особенностях военно-патриотического воспитания. Снятый им видеосюжет о военно-полевых сборах на базе воинской части в Юрье, где ребята участвуют в стрельбах, видят и даже катаются на внушающей глубокое почтение военной ракетной технике, произвёл фурор. Автор данной заметки тоже выступил, поделившись опытом работы своей школы в качестве региональной инновационной площадки. Заведующие детскими садами в пгт Вахруши Г.Л.Оглоблина и С.П.Пысина на параллельной площадке знакомили коллег с опытом, позволяющим выигрывать и областные, и всероссийские конкурсы.

Уже в пути, рефлексируя после семинара, мы с товарищами констатировали, что взаимодействие может быть действительно обоюдополезным, взаимно обогащающим. Мы были довольны собой, что в практике работы конкурентоспособны, что какие-то наши находки и традиции вызывают неподдельный живой интерес коллег из другого региона. А потом кто-то грустно заметил: «Теперь нам их принимать. Только где это можно сделать, чтобы не было стыдно?». И все замолчали, представляя родные и любимые школы свои - с помещениями, которые десятилетиями не видели должного ремонта.

… Вечером мы остановились в Казани напротив солидных размеров трёхэтажного здания, великолепного в своей мощи и блеске. Внушительный двухметровый забор не скрывал изысканных прилегающих пространств. Фонари и дорожки, скамьи и спортплощадки – всё не топорное, ладное, аккуратное. Огромные, сияющие электрическим светом, часы на стене. «Школа», - не быстро догадался я, лишь увидев вывеску, не в силах отвести взор. Школа, которая своим внешним видом никак не диссонировала с «Казань Ареной» или «Дворцом водных видов спорта».
«Не смотри сюда, Игорь, тебе потом всю ночь не уснуть!», - пошутил друг Дима. И кто-то тихонько добавил: «Нет, таких школ нам уж никогда не видать».
Tags: Кировская область, Слободской район, образование, очевидец, школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments