igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Комментарий к идее разработать программу развития образования в Кировской области

По просьбе редакции районной газеты "Слободские куранты" прокомментировал планы правительства Кировской области разработать в составе программы развития региона программу развития образования (материал опубликован в номере от 14 апреля 2017г):

- Молодежь в регионе может удержать только наличие перспективы достойного уровня и качества жизни. То есть проблему кадров и возвращения молодежи после учебы в родные места невозможно решить без комплексного развития инфраструктуры, объектов досуга, доступности Интернета, различного рода услуг и т.п. Нельзя ее решить и без создания условий для реального участия молодежи в местной политике. Дефицитные бюджеты не позволяют реализовать сколько-нибудь серьезные, смелые, новаторские проекты. К тому же нужно, чтобы для молодых специалистов было доступное жилье. И от губернаторской стипендии хуже точно не будет (может быть, есть смысл поискать студентов, которые готовы за стипендию и определенные дивиденды подписывать контракты и приходить в те учебные заведения, где они востребованы?).
Для ориентации выпускников на собственный регион нужно, среди прочего, изменить критерии оценивания и поддержки (в т.ч. финансовой) учебных заведений. Взгляните на рейтинги - в них практически сплошь гимназии и лицеи, готовящие, в первую очередь, абитуриентов столичных вузов, вузов других городов на специальности, порою не слишком востребованные в нашей области. В этих образовательных учреждениях сосредоточены большей частью лучшие педагогические и материальные ресурсы. Подчеркну, что это не умаляет их заслуг в организации качественного обучения, инновационные учебные заведения играют важную роль в школьном образовании. Однако пора перестать относиться к остальному большинству общеобразовательных учебных заведений как к школам второго и третьего сорта.
Кроме стобалльников по ЕГЭ и победителей всероссийских олимпиад России также нужны мастера-«золотые руки», гражданские активисты и лидеры, истинные патриоты и защитники Отечества, спортсмены и деятели культуры, предприниматели малого и среднего бизнеса... Два прошедших десятилетия показали, что ставка на небольшое число элитарных школ не оправдала себя, такой подход не застраховал нас от кризисов и неурядиц, проблем и отставания в развитии. Ломать созданную систему, конечно, не следует. Но постепенный поворот к сельской школе, школе рабочего поселка, школе городской окраины объективно назрел.
К профориентации в школах отношусь положительно. И начинать ее надо не в девятом классе, а раньше. У нас в Слободском районе сейчас реализуется вполне достойная программа профориентации, охватывающая даже детей до 7-го класса. И это правильно - в современном изменяющемся мире нужно постоянно знакомиться с новыми профессиями. Представляется, что именно с 7-го класса вопросу выбора профессии стоит уделять повышенное внимание. Если позволяет рабочее время, стараюсь сам бывать с ребятами на производственных экскурсиях, в учебных заведениях профессионального образования, репортажи откуда потом мы публикуем на школьном сайте и на странице группы ученического самоуправления в социальной сети.
В программе развития, на мой взгляд, должна быть выстроена очередность капитального ремонта школ, их приведения в полное соответствие с требованиями надзорных органов (например, в каждом районе ежегодно 1-2 школы).

Уже позднее увидел в "Меле" новость не то что бы сенсационную, просто мы об этом забываем, а потом удивляемся, как в стране, претендующей на роль одного из мировых лидеров, такое может быть: "Заместитель министра образования и науки Ирина Кузнецова заявила, что более двух миллионов детей в России учатся в требующих капитального ремонта зданиях. Во многих таких школах туалет располагается на улице. «В стране сейчас, в XXI веке, почти четыре тысячи деревянных школ. Зданий, требующих капитального ремонта, больше пяти тысяч, в них учатся почти два миллиона детей. Аварийных зданий — 436», — сказала Кузнецова на ММСО-2017. Сейчас в России работает 43 тысячи школ, в которых учатся 15 миллионов детей. Два миллиона школьников занимаются во вторую смену, а девять тысяч — в третью. По словам Кузнецовой, ежегодно в первые классы приходит на 400 тысяч человек больше, чем годом ранее. 8 февраля вице-премьер Ольга Голодец заявила, что в российских школах не хватает около шести миллионов мест и ситуация будет ухудшаться. «Дефицит, который мы сегодня испытываем, оценивается в 6 миллионов ученических мест. Сюда входят ветхие школы, аварийные школы, входит географическое распределение мест — когда у нас есть школа, но она находится в удаленном поселке», — рассказала она".

Причём, в действительности ситуация даже ещё более печальная. В статистику министерства о школах, требующих капитального ремонта, не входят многие здания, по которым имеются предписания надзорных органов, исполнение которых возможно лишь с многомиллионными вложениями. Только в нашем Слободском районе сейчас таких предписаний на 10 млн. руб. В последние же три года на ремонт учебных заведений муниципалитету удавалось выделять по 1-1,5 млн.руб. ежегодно.

Таким образом, нужна программа развития школьного образования страны. И впервые за полвека нужна она, прежде всего, в плане материально-техническом, а не содержательном.
Tags: Кировская область, образование, школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments