igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Category:

Из мухи в слона. Как рядовой школьный спор перерос в несусветный скандал и информационную войну

Редкое кировское СМИ не отметилось новостями и статьями, посвящёнными ставшему теперь уже вселенских масштабов школьному конфликту в лицее инновационного образования при ВГУ. Действительно, зрелище ещё то, к тому же в нём участвуют такие талантливые медийные персоны как юрист А.Долгих и адвокат В.Рылов. Тут есть практически всё для остросюжетного детектива: драка, "Скорая помощь", одна видео- и целых две аудиозаписи, полковник полиции и муж полковника, подозрение на вымогательство со стороны учительницы, даже колдуны и экстрасенсы... Как обычно бывает в хороших шоу, публика разделилась на две половины. Одни требуют приструнить родителей - "зарвавшихся ментов", другие призывают линчевать "провокатора - лжеюриста" и защищаемую им учительницу.

В этой истории сам чёрт ногу сломит. Но нельзя не обратить внимание на саму подоплеку произошедшего, из-за чего, собственно говоря, весь сыр-бор. Дорогие мои, из-за оценки! Из-за школьной отметки здоровые взрослые мужчины и женщины кричали и размахивали телефонами и кулаками. Из-за несчастной отметки готовы теперь проклинать друг друга, заводить уголовные дела, наговорить с три короба околесицы или даже лишиться места работы. Заметьте, поводом к грандиозному скандалу стала не угроза человеческой жизни, не серьёзный ущерб, не попрание каких-либо безусловно важных ценностей, а всего лишь спор из-за отметок ребёнка по одному из предметов. То есть из-за полнейшей ерунды. Из-за сущего пустяка обе стороны, учитель и родители, несут сегодня репутационные потери, измотали себе и друг другу нервы, рискуют расстаться с профессией. А, главное, те и другие, наращивая конфликт, попросту забыли о девочке - ученице и дочери. Ей-то каково в этой заварухе?

Споры из-за отметок были и будут в школе всегда. Отметка всегда субъективна, она нередко по-разному воспринимается участниками образовательного процесса. За 20 лет работы в школе я был свидетелем сотен разбирательств. Приходилось ли встречаться со случаями откровенно несправедливого отношения со стороны педагогов? К сожалению, да. Не часто. Самая неприятная история, пожалуй, следующая. Учительница, имевшая неприязненные отношения с коллегой, вывела её дочери-выпускнице единственную годовую "тройку" за якобы плохо исполненную итоговую зачётную работу. Тогда пришлось формировать комиссию из специалистов других учебных заведений муниципалитета, которые, рассмотрев проблему, пришли к однозначному выводу о намеренно заниженной оценке, поставили девочке "5", и в результате аттестат она получила "неиспорченный".

Я убеждён, что опытный, тонкий, позитивно настроенный к детям педагог, как правило, не доводит конфликт до некой острой стадии, когда родители вынуждены идти к директору или жаловаться выше. Ведь, по большому счёту, учитель заинтересован в успехе каждого ученика. Даже формально, из мотивов аттестации, где средний балл играет существенную роль. Да просто потому, что учитель! Он заинтересован в наличии родителей - сторонников и помощников, а не врагов. Другое дело, что он стремится быть объективным, ведь оценка оценкой, а окончательный итог подводит ЕГЭ. Что будет значить "пятёрка", коли на экзамене человек наберёт 40-50 баллов (в стране аж медалисты такие попадаются)? Кстати, в этом ещё одно немалое преимущество процедуры ЕГЭ - драма "Дорогая Елена Сергеевна" не может теперь повториться. Практика давления на учителя с целью незаслуженного завышения оценок, в принципе, становится бесполезной в новой системе экзаменов. Моя хорошая знакомая, замечательная учительница русского языка, на родительских собраниях зачастую использовала такой приём - она говорила, что если хотите видеть в дневниках своих детей только хорошие отметки, то она готова их ставить, снимая с себя ответственность за результат государственной итоговой аттестации, и всякий раз диалог завершался соглашением, что гораздо лучше видеть в дневниках объективную картину.

Будучи инструментом профессионального педагога оценка не является топором на плахе, не должна угнетать ученика, а должна, прежде всего, выполнять стимулирующую роль. В подавляющем большинстве подобных конфликтов, когда есть добрая воля сторон и готовность слышать друг друга, проблема снимается быстро. Что делать, если коса находит на камень? Закон "Об образовании" предусматривает в учебных заведениях создание комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, создаваемой на паритетной основе из представителей педагогов и родительской общественности. Только так. Авторитетные, уважаемые представители школы и родительского комитета постарались бы спокойно разобраться в ситуации. Выход всегда находится. Вынесли бы решение, которое по закону обязательно для конфликтующих сторон. Такие комиссии исходят из главного - не навредить ребёнку. А сейчас чего добились? Успеваемость повысилась? Не "тройка" и не "двойка" приносят реальный вред, а публичные склоки, гневные комментарии и оскорбления.

Мой совет обеим сторонам - прекратить взаимные нападки, всё уже сказано (что надо и не надо), отказаться от претензий друг к другу, отозвать заявления, успокоиться и вспоминать этот выплеск эмоций как страшный сон. Юристам - умерить амбиции, вы, и так ясно, оба - бесподобны. Но кто бы не победил в судебной тяжбе, в любом случае невольной жертвой её станет юная школьница. Вспомните, что изначально взрослые хотели сделать девочке лучше (одна - строгими отметками, другие - защитой от строгих отметок), так сделайте наконец! Пожалейте её.
Tags: Кировская область, образование, школа, школьные конфликты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments