igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Category:

Резня в пермской школе: вопросы к чиновникам и депутатам разных рангов

Когда знакомишься с реакцией представителей органов власти по поводу ЧП в пермской школе № 127, в результате которого учительница оказалась в реанимации с ножевым ранением в шею, около десятка детей-четвероклассников попали в больницу, двое будут прооперированы, один мальчик получил ранение глаза, в реанимации также оба совершивших нападение подростка 15 и 16 лет, то диву даёшься, как много высокопоставленных должностных лиц крайне смутно представляют себе современную школу, с какой необычайной лёгкостью мысли они выдают, мягко говоря, поверхностные суждения, а, главное, что они довольно странно истолковывают собственные задачи на своих серьёзных постах. Сейчас эти уважаемые персоны нескончаемой вереницей поспешили в несчастную школу (к слову, престижную в этом районе Перми), чтобы "задать вопросы по поводу безопасности". Но вопросы эти задать им следует, прежде всего, себе.

С эпохи "золотого века" советской партийной номенклатуры каждый чиновник мечтает быть исключительно контролёром, выносящим вердикты о виновности или невиновности других, не неся ни за что личной ответственности. Вот и теперь чиновники говорят о желании устроить разбирательство, поминая школьную администрацию, учителей, психологов и т.д. и т.п., скромно умалчивая о своей управленческой роли. Для них стоит повторить, что школа - это преимущественно женские коллективы, назначение которых учить и воспитывать детей. И если чиновник (а нашлись такие) предлагает после данного происшествия курсы самообороны для педагогов, какие-то экзамены по безопасности, то ему просто нечего делать в занимаемом им кабинете.

Выстроить систему безопасности детских учреждений - государственная задача. Проблема недостаточной безопасности в школах и детсадах существует многие годы. Пресса неоднократно освещала вопиющие случаи. Потому малопонятны причитания Уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Анны Кузнецовой: «Как вооруженные парни оказались в школе, кто и почему не отреагировал на ситуацию вовремя? Неужели кроме десятилетних детей некому было остановить хулиганов? А система профилактики, КДН и ЗП? А охрана в конце концов? Где это все?!". Действительно, где это всё, госпожа Кузнецова? Может быть, вы инициировали принятие соответствующей госпрограммы, проанализировав плачевное состояние с охраной учебных заведений на местах? Вы не в курсе, что основным средством защиты от террористов в большинстве учебных заведений является старушка-вахтёр или вовсе закрытая на крючок дверь, потому что ставка гардеробщика сокращена? Что охрану во многих школах оплачивают родительские комитеты? Вы не слышали, что в нищих муниципальных бюджетах зачастую НЕТ средств на установку и поддержание систем видеонаблюдения, тревожной сигнализации, оборудование систем контроля доступа? В правительственных зданиях есть, в судах есть, в налоговой инспекции есть, ещё много где есть, функционируют отлично, а в детских учреждениях нет. Почему?!

Говоря о неэффективности нынешней системы профилактики, учителя мозоли на языках натёрли. Вы их не слышите. Что можно сделать с 15-летним асоциальным элементом, поклонником криминальной субкультуры, периодически с помощью психоактивных веществ впадающем в невменяемое состояние? Ничего! Он будет демонстративно совершать правонарушения, зная, что не достиг возраста, с которого его могут привлечь к ответственности. Станет нецензурно выражаться, курить, портить имущество, оскорблять окружающих, угрожать физическим насилием младшим и сверстникам, срывать занятия, будучи прекрасно осведомлён, что его тронуть никто не смеет, что с ним будут вести беседы, упрашивать и умолять, что виноватым всё равно объявят учителя и школу. С ним даже директор ничего сделать не может, практика исключения из школы фактически запрещена, в существующей системе профилактики у несовершеннолетнего негодяя куда больше прав (в глазах шпаны - и авторитета), чем у директора. А на КДН (комиссию по делам несовершеннолетних) он вообще плевал, он просто не является на её заседания. Школа начисто лишена рычагов воздействия на подобных субъектов, лишена чиновниками от образования и депутатами, принявшими соответствующие нормативные документы. Так к чему театрально закатывать глаза и заламывать руки: "Кто допустил вооружённых хулиганов?". Осознайте, наконец, что вы и допустили. Создав атмосферу безнаказанности, вы потворствовали тому, что негодяй схватился за нож.

Только недоумение вызывает комментарий зампреда комитета Госдумы по образованию Бориса Чернышова: «Происходит так, что региональные власти в сфере образования, региональные школы не реагируют на имеющиеся данные. Человек числился на учете в психдиспансере, в школе был накал страстей и конфликтные ситуации. Все эти вопросы очень остро стоят на повестке дня. Из-за бездействия, из-за отсутствия школьных психологов страдают дети…». Господа, вы сами объявили о реализации инклюзивного образования, не вложив в реформу никаких средств и усилий. Направили учителей общеобразовательной школы на двухнедельные курсы, после чего заявили, что они отныне обязаны уметь научить и слепого, и глухого, и разбитого параличом, и умственно отсталого, и шизофреника. При этом родители не должны никого знакомить с диагнозом, а требовать медицинские заключения школе запрещено. Количество школьных психологов, логопедов, дефектологов как было ниже минимальной черты, такое и сохранилось. Инклюзия, по большому счёту, выродилась в очередную погремушку для конференций. Вследствие сокращения специализированных школ, усложнения процедуры вывода на домашнее обучение дети с психическими отклонениями пришли в массовую школу. Конфликты на этой почве возникают регулярно, иногда перерастая в стихийные противостояния с массой возмущённых родителей. Но что мы слышим от чиновников кроме рефрена: "Опять учителя виноваты"?

Член Совета Федерации Елена Мизулина вопрошает: "Почему изменился сам статус образовательных учреждений, и дети утратили уважение к школам — это более глубокий вопрос, который требует обсуждения и решения». Требует. И говорить об этом человеку, находящемуся при власти десятилетия, надо было давно. Вот на Первом канале открыли программу, где ведущая Е.Летучая демонстрирует ужасное материальное состояние, страшную убогость отдельных провинциальных школ. А ведь совсем недавно в России реализовывался так называемый национальный проект "Образование" и нам вещали о гигантских суммах, направленных в отрасль. Теперь в передачах Летучей мы можем наблюдать результат, наглядный позор того нацпроекта. И аналогично утраченное уважение к школе - это результат многолетней политики по реформированию системы образования. Потому что единственное, что закрепилось по итогам преобразований твёрдо и подавляет всё прочее - директивный, бюрократический стиль управления школой, которой указывают, которой командуют все, кому не лень. Вернуть уважение к школам можно, вернув им подлинную самостоятельность, избавив от невозможного административного прессинга, вернув соуправление педсоветов, родительских комитетов и ученического актива, которое к настоящему моменту заменил начальственный окрик.

...В качестве заключения к размышлениям по поводу сей мрачной истории приведу слова Д.Пескова, кремлевского пресс-секретаря: «Давайте сначала дадим Росгвардии и МВД разобраться с тем, на каком уровне и осуществлялась ли безопасность в учебном заведении, учитывая, что это внутренняя поножовщина между учениками». А, может быть, лучше поставить правоохранительным органам задачу осуществить безопасность учебных заведений (если её не стояло раньше), или в нашем государстве, где количество сотрудников правопорядка вряд ли уступает количеству школьных учителей, есть задачи важнее, нежели "внутренняя поножовщина учеников", когда переростки с ножами нападают на целый класс детей и их учительницу?
Tags: законы, криминал, образование, общество, школа, школьные конфликты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments