igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Categories:

Для чего нужны старшие вожатые

Многие годы на данный вопрос я вынужден методично и подробно отвечать чиновникам, которые сегодня определяют образовательную политику: финансистам, экономистам, бухгалтерам, юристам... Видя в штатном расписании школы непредусмотренную типовыми штатами должность, они всякий раз приходят в волнительное недоумение, не обнаруживается ли в действиях руководителя непомерная расточительность.

Ну что такое старшие вожатые, действительно?! С одной стороны, педагогические работники, а с другой - прав на льготный педстаж, позволяющий выходить на досрочную пенсию, не имеют. Логику законодателя, установившего такой порядок ещё в 1993г., трудно понять. Льготный стаж засчитывается, к примеру, директору, имеющему всего 6 часов недельной педагогической нагрузки, или учителю сельской школы вообще независимо от неё. А старший вожатый, чей функционал состоит в организации деятельности школьного ученического самоуправления, и всё его рабочее время посвящено общению с детьми, из перечня льготных профессий исключён. В современных профессиональных квалификационных группах он скромно присутствует среди педработников на самом низком, первом, квалификационном уровне.

"Таких нигде уж нет", - укоризненно констатируют порою управленцы в системе образования, глядя на непонятную для них рабочую единицу. Я злюсь про себя, потому что объяснять людям, не знающим систему изнутри, ничуть не менее сложно, нежели взбудораженным весной восьмиклассникам об общественных бурях и спорах в период становления индустриальной цивилизации. Заявляю: "У нас это главная должность", - и тогда меня начинают слушать.

Газета «Вахрушевский кожевник», учредителем которой является крупнейшее местное предприятие «Вахруши-Юфть», в № 3 (3357) от 30 марта 2018г. поместило в рубрику «Жизнь замечательных людей» материал о Светлане Геннадьевне Зиновьевой под названием: «Успехи наших детей – это наши успехи, поэтому хочется дать им всё то, что умеешь и знаешь сам!». Привожу текст главного редактора Ирины Александровны Дуловой (и считаю себя в какой-то мере её соавтором, так как статья рождалась в нашем общении с журналистом):

«Старшую вожатую Светлану Геннадьевну Зиновьеву представлять не надо. Без преувеличения, можно сказать, что это сердце Вахрушевской школы – горящее, пламенное, энергия которой касается каждого, кто учится в учебном заведении.
Из двадцати пяти лет педагогической деятельности Светлана Геннадьевна 14 лет работала учителем начальных классов и вот уже 11 лет старшей вожатой. Да, да вожатой! Казалось бы еще при Советском Союзе эта должность канула в лету, стала не актуальна. Но только не в Вахрушевской школе, которая выбрала позицию школа – это не только научить, это еще и воспитать, развить в ребенке его лучшие личностные качества. Поэтому должность старшей вожатой здесь есть. Результаты ее работы знает каждый, кто учится и работает в учебном заведении. Здесь успешно работает система ученического самоуправления, которая развивается каждым новым поколением ребят. Под началом Светланы Геннадьевны дети берут всё новые высоты, становятся победителями региональных конкурсов: «Лидер 21 века», «Юный доброволец России», совсем недавно стали победителями всероссийских конкурсов: молодёжных проектов, "Хочу делать добро". Невозможно представить Вахрушевскую школу без выборов школьного президента, совета лидеров, без «Государства ШИК» (Школьная инициативная команда), «Новой волны» (детское и молодёжное общественное объединение), соревнований «КОМов» (добровольческих команд), многочисленных, оригинальных и значимых проектов. Называя современным языком, это фишка Вахрушевской школы, ее лицо и гордость! Питает своей энергией, претворяет в жизнь важные проекты, поддерживает начинания детей, воспитывает лидеров С. Г. Зиновьева
– Светлана Геннадьевна — талантливый человек, увлечённый своим делом, энтузиаст, подвижник, — продолжает директор школы Игорь Витальевич Олин. — Не раз ловил себя на мысли, что с ней легко решать сложные вопросы, реализовывать смелые идеи, потому что в процессе сотрудничества начинаешь любоваться тем, как она находит неожиданные варианты, чувствует детей, помогает им раскрывать свои способности и задатки. А дети, молодёжь тянутся к ней, потому что в обыкновенной на вид милой женщине видят и честность, и доброту, и умение сказать нелицеприятную правду с целью помочь (не уколоть), и любовь и веру в них, и, повторюсь, глубокий талант. Дорогого стоят отзывы ребят, которые искренне любят Светлану Геннадьевну, называют своим другом, считая ее главной чертой то, что для каждого ученика она старается воспитать лучшие лидерские качества, а также – понять и поддержать.
– Моя задача — научить ребят работать в команде, развивать их лидерский потенциал, создать условия для развития их организаторского опыта, уметь принимать критику и исправлять свои ошибки, разрабатывать свои идеи и воплощать их в жизнь, — говорит Светлана Геннадьевна, — технология социального проектирования помогает нам с ребятами выявлять социальные проблемы и искать пути их решения. В ходе реализации проектов школьники находятся в разных социальных ролях: кто-то инициативный исполнитель, кто-то генератор идей, кто-то уже и руководитель собственного проекта. За годы работы мы вместе с учениками выстроили такой механизм, что у каждого в нашем объединении есть своя задача и свои обязанности. Многие в наше время жалуются на молодёжь, а я считаю, что она ученики сейчас интересные, любопытные, стараются развиваться и стремиться к успеху. Поэтому наша задача с педагогами поддержать у них этот интерес, помочь им в развитии и радоваться за их успехи. Успехи наших детей – это наши успехи, поэтому хочется дать им всё то, что умеешь и знаешь сам!».



В группе "Государства ШИК", посвящённой деятельности нашего ученического самоуправления, состоит более 1000 человек - учащиеся, выпускники, педагоги. Ребята, окончившие школу несколько лет назад, всегда незаменимые помощники в подготовке и проведении крупных мероприятий (слётов, акций, семинаров и др.), лагерей актива. Каждый день, включая осенние, зимние и весенние каникулы, июньскую летнюю смену, бурлит общественная жизнь. В текущем апреле, к примеру, школьные олимпийские игры, конкурс рисунков "Автостопом по галактике", акция "Эко-фишка" - сбор макулатуры, пластиковых бутылок и полиэтилена, проведение второго исторического квеста среди команд Слободского района, участие в областном конкурсе "Лидер года", фестивале региональных инновационных площадок (совместный творческий отчёт педагогов и детей), экскурсии на предприятия и в техникумы, репетиции к школьному конкурсу патриотической песни и др. Это кроме всероссийских проверочных работ, забот, связанных с приближением итоговой аттестации, и прочими повседневными учебными делами. Опыт социальной, гражданской активности, участия в общественных делах, запомнится молодым людям надолго, что-то навсегда и, безусловно, пригодится, получит развитие в будущем. Но я понимаю, что мы не только готовим детей к будущей жизни. Главное, мы живём здесь и сейчас. И эта жизнь прекрасна...
Tags: Вахруши, Кировская область, Слободской район, школа
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments