igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Categories:

Держите карман шире. Об очередном "повышении" учительских зарплат

В части кировских СМИ прошла восторженная информация о предстоящем с 1 сентября невиданном росте заработной платы педагогов. Один телеканал пустил бегущую строку, что зарплаты вырастут аж на 58%. Если бы я не работал в школе, то, наверное, позеленел бы от злости. Опять учителям! За последнее десятилетие уже в надцатый раз! А теперь ещё и сразу на 58%! Да они просто обнаглели, эти учителя, жиреют на немощном теле Российского государства, не имеющего средств даже на пенсии!..
Однако не стоит спешить с выводами. Такое "повышение" мы уже проходили в здравоохранении, после чего кабинеты врачей продолжают пустовать в отремонтированных государственных поликлиниках. Информационный шум порождает заблуждение: "Платят там, где нас нет". В действительности зарплаты школьных работников не увеличиваются ни на йоту. Изменяется их структура. Если сейчас оклад учителя (педагогического работника) составляет немногим более 7 тыс.руб., то с начала нового учебного года он будет установлен в размере 11163 руб. При этом средняя заработная плата педагогов в Кировской области около 23 тыс.руб., при её формировании существенную роль играют компенсационные (за проверку тетрадей, классное руководство, руководство методическими объединениями и т.п.) и стимулирующие (за качество, результативность, интенсивность) выплаты. Базовый оклад существенно вырастет, но одновременно пропорционально уменьшатся доплаты и надбавки.

Размеры фондов оплаты труда (ФОТ) учреждений определяются правилами подушевого нормативного финансирования. Это в старые времена Единой тарифной сетки фонд исчислялся с учётом стажа и квалификации сотрудников. В настоящее время он зависит исключительно от числа учащихся и ряда коэффициентов (сельская местность, углублённое изучение предметов, классы для детей с ограниченными возможностями здоровья и т.п.). Например, за 5 лет в нашем коллективе учителей с высшей квалификационной категорией стало на 20 человек больше. Каждый из них в соответствии с положением об оплате труда стал дополнительно получать 30% к ставке. Но так как ФОТ школы от данного фактора не зависит, эти законные и заслуженные выплаты производятся за счёт внутреннего перераспределения. Чтобы кому-то что-то дать, необходимо это что-то у кого-то забрать. Подчеркну, зарплаты педагогов могут вырасти только при увеличения норматива подушевого финансирования, что соответственно приведёт к росту ФОТ, а иначе мы без конца упражняемся в перемене мест слагаемых.

При планирующемся резком изменении окладов также произойдёт незначительное внутреннее перераспределение. Несколько выиграют педагоги с небольшой нагрузкой (в частности, учителя начальных классов), небольшим стажем и меньшей квалификацией. Экономить придётся на самых существенных выплатах, к которым в первую очередь относятся стажевые и выплата за наличие квалификационной категории. Но, повторюсь, речь здесь не идёт о каких-то серьёзных суммах (скорее всего, несколько сотен рублей для одного сотрудника).

Повышение базовых окладов, на мой взгляд, нужно приветствовать. Для всех работников. Анахронизмом выглядят оклады обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала в 3,5 - 4,5 тыс.руб. при требовании закона платить не менее МРОТ, который вдвое-втрое выше. Какой в них смысл? Разумно рассуждение министра образования РФ О.Васильевой о соотношении базового оклада и стимулирующих выплат для учителей на уровне 70%:30%. Оклад должен быть достойным, а не унизительным. Работник выполняет свои основные трудовые функции (например, учитель проводит уроки и способен научить детей своему предмету), за что должен получать достойную зарплату. И только потом для желающих - конкурсы, конференции, публикации и т.п.

Движение в эту сторону означает похороны НСОТ (новой системы оплаты труда и эффективных контрактов), введённой лет десять назад. Система оказалась непродуманной, нежизнеспособной, постоянно корректировалась под сиюминутные обстоятельства, породила дикое неравенство в оплате за одинаковый труд с одинаковыми результатами, породила административный произвол, непрозрачность, многочисленные конфликты. С ней следует расставаться без сожаления. Правда, значение грядущих изменений тоже сомнительно. Думается, прорыв в этом направлении может наступить лишь при отказе от надуманных и хитроумно повышаемых усреднённых показателей и переходе к контролю ситуации с помощью критерия оплаты за педагогическую ставку. При окладе 11163 руб. с 30% возможных выплат - это 14,5 тыс.руб. Вот реальная заработная плата учителя Кировской области с нормальной продолжительностью рабочего времени. Не впечатляет. Конечно, в наше время люди ведут и по две ставки, но до 63-65 лет с двумя ставками они будут массово умирать на учительских столах, и при школах придётся открывать кладбища, как раньше при церквах.
Tags: Кировская область, образование, уровень жизни, школа, школьные конфликты, экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments