igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Зачем президенту Медведеву "новая школа"?


Как мы привыкли, очередную идею президент родил неожиданно, торжественно объявив о своей инициативе «Наша новая школа». В который раз свалив снежный ком на голову педагогов и родителей, не успевающих приспосабливаться к затеям властей. В год учителя педагогические коллективы, прежде всего, ожидали повышения зарплаты. Кто бы и каких бы бессребреников не хотел видеть в этой среде, но тарифная ставка, уступающая прожиточному минимуму – действительно негодное дело. Оклады муниципальных бюджетников не изменялись два года, новая система оплаты труда никак не улучшила их положение, лишь дискредитировав громкое начинание платить за качество работы. Даже о ничего не стоящем обещании - уравнять ставки учителей начальных классов с остальными коллегами - наверху, похоже, забыли. Видимо, материальное положение работников системы образования президента не заботит.   

 

Престиж школы и престиж учителя сегодня, что греха таить, как никогда низок. Современная масс-культура создала обширную галерею карикатурных и отталкивающих образов педагогов (достаточно вспомнить сериалы «Папины дочки», «Школа», «Ранетки» и т.п.). В обществе сформировано мнение, что в школе продолжают работать неудачники, зачастую недалёкие, мелочные, примитивные люди. И главная причина здесь – мизерное вознаграждение за труд, сравнимое разве что с оплатой за неквалифицированную работу. Кроме того, из уст чиновников самого высокого ранга постоянно раздаются слова о падении уровня образования, но виновником этого объявляется не нищета школы, а якобы низкая квалификация учителей.

 

Недовольство средним образованием в обществе растёт тем больше, чем менее результаты ЕГЭ оправдывают надежды выпускников и их родителей на бюджетные места в ВУЗах. Правда, мало кто обращает внимание на следующие факты. Если в Японии – бесплатное высшее образование, в Южной Корее таковое планируют ввести с 2012г.,  а в Германии - с 2020г., то в России – обратная тенденция, уже сейчас только 30% бесплатных мест, и в будущем их количество будет сокращаться. Однако родитель, как правило, возлагает ответственность за «провал» чада исключительно на школу, постепенно соглашаясь с неофициальным делением учебных заведений на «хорошие» и «плохие».  

 

В этом делении – глубокий скрытый смысл, до поры до времени неосознаваемый большинством. Прислушаемся к Д.А.Медведеву: «Нужны новые по архитектуре и дизайну привлекательные школьные здания; современные столовые здорового питания; оснащенные новым оборудованием актовые и спортивные залы; медиацентры и библиотеки… высокотехнологичное учебное оборудование...» Возникает вопрос: откуда возьмётся это изобилие?  Ведь несмотря на то, что за последние годы в России из-за нехватки средств на содержание были закрыты 16 тыс.школ, образование по-прежнему называется отраслью, неподъёмной по затратам для муниципалитетов. Старый советский багаж, насколько возможно, латается и подновляется, но и его ресурс исчерпан. Мятая настенная карта и обшарпанный глобус эпохи перестройки, мебель застойных времён, классные доски и лабораторное оборудование периода «оттепели» - обычная картина сельской школы или школы малого города. Каким образом власть, не могущая решить проблем с обеспечением элементарных хозяйственных и учебных нужд детских учреждений, собирается отстроить образовательные дворцы?  

 

Педагогическое сообщество, исходя из печального опыта прошедших десятилетий, убеждено, что власть и не собирается создавать ультрасовременные школы повсеместно. Политолог С.Кара-Мурза заметил: «За 20 лет мы ни разу не получали ясного ответа на вопрос, зачем надо менять тип прежней школы и что мы получим на выходе. В чём смысл реформы, и почему он тщательно замалчивается?». Он приходит к выводам, давным-давно обсуждаемым в среде учительства. В 20 веке в России была создана единая и общеобразовательная школа, исходившая из принципа, что дети равны. Именно эта школа и этот принцип уничтожаются «новой школой», создаваемой по американскому образцу в виде системы «двух коридоров» - школ для элиты и для массы. На это же направлен закон об автономии образовательных учреждений. Престижные лицеи и гимназии, где платность обучения пока завуалирована попечительскими советами и договорами пожертвования, будут прекрасно оснащены, все же остальные продолжат влачить нынешнее существование, готовя рабочую силу и армейских призывников.

 

Ничто так больно не ранит, как осознание несправедливого отношения к собственным детям. Сколько копий было сломано, когда администрации школ формировали классы «сильные» и «слабые», тасовали детей на «способных» и «неспособных», изводили дерзких и недисциплинированных! Проект «Наша новая школа» идёт куда дальше. Он возвращает Россию к циркуляру «о кухаркиных детях», закрывая равный доступ к качественному образованию, определяя судьбу ребёнка на основании места проживания и толщины родительского кошелька. Фактически закрепляя сложившееся имущественное расслоение социальным. Пожалуй, школа - это последний оплот, за который ухватились граждане, лишенные материального достатка и достойного места в общественной иерархии, как за надежду, что их детям, быть может, будет уготована другая судьба. Не случайно противостояние школьной реформе – самое длительное и серьёзное за всю историю модернизации. Но ломать хребет русскому народу властям не впервой.       

 

Президент Всероссийского фонда образования С.Комков высказал мнение, что если государство перестаёт считать образование своей важнейшей социальной функцией, не равной сфере коммерческих услуг, то оно вообще не в состоянии выполнять свои функциональные обязанности. Думаете, кто обиделся? Наше государство, развращённое постыдным молчанием населения, вообще не хочет выполнять никаких обязанностей. Все обязанности оно передало на места, представ пред нами контролёром, лишённым какой-либо ответственности, с удовольствием отвечающим только на единственный вопрос: «Кто виноват?».  

 

В подготовке данной статьи использованы идеи, высказанные в открытом письме Президенту РФ учительским сообществом, объединенным сайтом «Завуч.Инфо». В завершении хочу привести один отклик на него: «…плачу от собственного бессилия. Меня, учителя I категории с 25 летним стажем работы, победителя конкурса "Лучший учитель России" поставили в условия, когда днем я буду учить детей, а по ночам воровать, чтобы выжить». К сожалению, какой-либо реакции власти на это письмо и на этот крик души не последовало. «Пипл схавает» - такой подход теперь присущ не только шоу-бизнесу, но и авторам российской модернизации.  


Tags: образование, школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments