igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Category:

Как блогер застыдил учителей

Хотя и чересчур многословная, с налётом самолюбования, но любопытная статья на http://www.besttoday.ru/read/2272.html от
fritzmorgen.

Приведу выдержки из неё:

"Алексей Венедиктов гениален. Настоящий боевой проповедник восьмидесятого уровня. Я даже и не предполагал, что можно застыдить полный зал опытных педагогов. Венедиктову, однако, это удалось…

Впрочем, обо всём по порядку. В четверг и пятницу я был в Москве, на педагогическом форуме «Умная Школа». И знаете — у нашего образования есть будущее. Действительно есть.

Я привык, что все публичные рассуждения об образовании делятся на две категории.

Категория первая — заученные речёвки заслуженных чиновников, которые думают исключительно о своей подковёрной борьбе: какой закон поддержать, какой отклонить, кого назначить, кого снять…

Вторая категория рассуждений — бравурные стереотипные лозунги профанов, не видящих дальше собственного носа. Отменить ЕГЭ, повысить зарплату учителям втрое, поставить больше часов физики… ну, вы поняли идею. Зачастую эта категория ораторов вообще не утруждает себя конкретными предложениями: они легко могут склепать статью или монолог из мрачных бессмысленных речёвок типа «Россия Гибнет», «Спутники Падают» и «ЕГЭ Оболванивает».

Одна из серьёзных наших проблем в том, что большая часть СМИ обсуждает вопросы образования на уровне басен пиарящихся на чернухе демагогов. При этом о реальных проблемах школы — таких, например, как давящий на учителей чудовищный бюрократический пресс — не говорит обычно никто. Никто не считает нужным громко обсуждать и «запретные» темы, типа хоумскулеров, нестандартных школьников или плохих учителей.

И, да, чтобы закрыть тему ЕГЭ. Во время форума провели голосование — кто из педагогов считает нужным отменить ЕГЭ. Выяснилось, что таковых… всего лишь 27%. Подавляющее же большинство — 73% — вполне Единым Экзаменом довольно.

Как правильно заметил тот же Венедиктов, ЕГЭ больнее всего ударил по той кучке элитных столичных ВУЗ’ов, руководство которых привыкло торговать местами в своём заведении. Судите сами: какая радость бесплатно зачислять нищеброда из Урюпинска с хорошими результатами ЕГЭ, если ещё пару лет назад можно было взять на его место ребёнка богатого влиятельного человека, готового помочь ВУЗ’у деньгами и прочими плюшками?

Тем не менее, несмотря на все вопли и визги, ЕГЭ успешно работает в качестве социального лифта. Статистика показывает, что если десять лет назад в московских ВУЗ’ах учились сплошь москвичи, то сейчас ситуация поменялась: иногородних уже больше половины.

Что характерно, обыкновенным ВУЗ’ам, каковых в стране подавляющее большинство, от введения ЕГЭ не жарко и не холодно. Так как там или вообще нет конкурса, или же этот конкурс минимален. Из-за «демографического эха» войны сейчас в России довольно мало семнадцати- и восемнадцатилетних.

Ладно. Плавно перехожу к проповеди Венедиктова.

Венедиктов начал свою пламенную речь с того, о чём чиновники и журналисты не говорят почти никогда. Он сказал, что размышляя про виды экзаменов, зарплаты учителей, нужды экономики и запросы ВУЗ’ов, мы забываем про главное. Про самих детей.

Процитирую немного:
"...Любимый фильм какой – „Доживем до понедельника“, да, правильно? Хороший фильм, не то, что сериал „Школа“. Вот почему-то Малахова никто не спросил о „Школе“. Так вот я напомню вам одну цитату из него. Тихонов – положительный герой, да, учитель? Положительный, да? Тихонов – положительный, Мельников – положительный. Что он там говорит директору школы? Он говорит следующую фразу: „Учишь разумному, доброму, вечному, а выходит белена с чертополохом“.

Вот главный вопрос – а почему? А вот на этот вопрос нет ответа, а мы его не обсуждаем, мы его два дня не обсуждаем. Вот для меня главное – что выходит из наших детей, какие они выходят, мы на них потом жалуемся. Если это функция зарплаты – значит, это функция зарплаты.

Но я хочу вам сказать, что когда я пришел молодым учителем в школу, уверяю вас, это был 1978 год, и у меня была не самая большая зарплата, хотя у меня было 27 часов, классное руководство, „ленинские тетради“, конспекты по марксизму и ленинизму, у меня все это было – очень небольшая зарплата, плохо жил, я не в семье жил, я один жил, плохо жил.

И так же плохо, как, наверное, и вы сейчас, многие из вас, молодых особенно. Но я, честно говоря, не помню, чтобы проводились форумы, обсуждались зарплаты, повышались зарплаты и так далее, не помню. Может, у меня память уже старческая. Но я всегда помню, что мы, когда на педсоветах говорили, мы о детях говорили, вы уж извините, ради Бога, и почему у нас такие дети получаются, мы же сеем разумное, доброе, вечное».

Я считаю, что Венедиктов тут полностью прав. В разговорах о нашей системе образования очень редко обсуждаются непосредственно дети. Что они хотят, о чём мечтают, что они получают в школе, а что — теряют. И, главное, в каких чудовищ они после 11 лет школы превращаются.

Характерный штрих. В пятницу мы с dilesoft участвовали в одном из круглых столов: там сборище примерно из тридцати педагогов разного калибра решало вопрос — как правильнее всего оценивать работу учителя...

Вел дискуссию, кстати, известный учитель русского и литературы Сергей Волков. На форуме стало известно, что Волков вошёл в Общественную Палату, в которой он (вместе с Тиной) будет продвигать выдвинутые педагогами на форуме предложения.

Через два или три часа обсуждения, я оторвал задницу от кресла и задал вопрос — почему при оценке работы педагога игнорируют мнение школьников. Ведь если я пришёл, допустим, на английский, не в силах произнести даже пары связных слов, а через год научился свободно говорить и понимать беглую английскую речь — наверное, я могу утверждать, что учил меня хороший, годный преподаватель.

А если я пришёл на немецкий, просидел тот же год на уроках, и к концу года остался таким же бессловесным пнём, каким и пришёл — значит, что-то с этим преподавателем не так.

Угадайте, как мне ответили педагоги?

Мне ответили одобрительными возгласами и аплодисментами. Более того — моё предложение, пусть и в слегка изменённом виде — таки вошло в общий список рекомендаций, который сгенерировал наш круглый стол.


...Впрочем, разумеется, понимать ситуацию — это только половина дела. Надо ещё и пытаться ситуацию изменить. Именно по этому поводу Венедиктов педагогов и стыдил. Он объяснил, что спасение учителей — дело рук самих учителей. И если их не устраивают какие-то стандарты или законы или ещё что-нибудь им надо не просто морщить нос, а… предлагать конкретную альтернативу.

Это тяжело. Ведь учителя ответственность не очень любят. На обсуждении способов оценки работы учителя вскрылся удивительный для меня факт. Оказывается, значительная часть педагогов боится аттестации гораздо сильнее, чем обычный школьник экзамена. А некоторые учителя даже увольняются, лишь бы никто не оценивал их на аттестации…

...Впервые в истории современной России педагогов собрали со всей страны, чтобы спросить их мнение. Причём не просто спросить, но ещё и дать педагогам возможность внести конкретные изменения в наши законы об образования. Изменения, которые помогут им лучше учить наших детей.

Конечно, далеко не все педагоги оказались к этой ответственности готовы. Вполне понятно, что кричать со скорбным лицом «Нация Диградирует» и «В Этой Стране Все Полимеры Потеряны» куда как проще, чем брать на себя ответственность за конкретные болезненные меры по исправлению ситуации.

Например, сейчас надо или смириться с отсутствием в школах молодых учителей или начать жёстко увольнять пенсионеров: кто-то должен решиться на реализацию одного из этих неприятных сценариев. Некоторые же педагоги высказывались при обсуждении этого вопроса в ключе «вы решите как-нибудь сами, но только так, чтобы никто не пострадал».

Теперь о том, ради чего всё это затевалось. В заключительной речи по итогам форума Тина Канделаки — а весь этот форум является полностью её личным проектом — представила новый сайт:

http://умная-школа.рф

На этом сайте можно редактировать Законопроект об образовании в режиме ВикиПедии. То есть, каждый неравнодушный житель Интернета может исправить нужную статью закона или, наоборот, высказать своё мнение о чужих правках.

Тина Канделаки, впрочем как и Алексей Венедиктов, входит в группу по доработке стандарта при Министерстве Образования. Она будут передавать в министерство все конкретные предложения: как рождённые в ходе форума «Умная школа», так и оставленные на сайте.

То есть, мы с вами — впервые в истории современной России — можем попробовать на вкус самую настоящую прямую демократии. Собственноручно отредактировать законопроект, а затем проследить, будут ли наши правки Госдумой одобрены".

Если отбросить словесную шелуху, риторические тирады и повторы, то мысли автор высказывает две:
1) педагоги забыли о детях, что непозволительно даже в ситуации, когда "плохо живёшь, совсем плохо живёшь"
2) новый закон об образовании (с помощью обсуждения, участия Тины Канделаки и ко) станет панацеей от всех школьных бед.

Врёт Венедиктов. Пусть сегодня попробует жить на зарплату воспитателя в детском саду - 5 тысяч рублей, тогда узнает, что значит "плохо". У нас в 2-х шагах под областным центром вакансия заведующей была 8 (!) месяцев, сейчас уже месяц требуется воспитатель. В глубинке берут первых попавшихся, умоляют не уходить пенсионеров. И те не уходят, потому что это они - из "Дожить до понедельника".

Вспомнилась наша конституция с её положениями о социальном и правовом государстве и 18 миллионов человек, живущих за чертой бедности. Может, автор найдёт статьи, где Конституцию подправить? Не ввести ли 18 лет президентства (а почему шесть?)?

Я думаю, это третья категория публичных рассуждений об образовании - людей, мнящих себя специалистами широкого профиля (пекутся лучше пастыря о пастве, лучше врача о пациенте и, конечно, лучше учителя о ребёнке), источающих непонятный оптимизм вкупе с морализаторством. Какого чёрта втирать про детей и про "должен" тем, кто довёл ситуацию в школе до абсурда именно потому, что никогда не мог дать отпор подобным "глашатаям нравственности"? А таких сегодня - легион.

Автор сам замечает, что педагогов собрали ВПЕРВЫЕ, чтобы спросить их мнение. Причём, отмечает, что собрали каких-то особенных 200 человек. Они что-то там пошумели.
А я, педагог, помню, как лет 10-15 назад наше мнение СПРАШИВАЛИ, проводились конференции и на них даже были ПРЕНИЯ. И была процедура аттестации не по бумажкам и цифрам, а в школе, где видели ЖИВОГО педагога, ВИДЕЛИ и СПРАШИВАЛИ его учеников.
Tags: школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment