igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Category:

Педагогам предложили сыграть в лотерею "Земский учитель"

С инициативой разработки и реализации программы "Земский учитель" президент В.Путин обратился к Федеральному Собранию в послании прошлого года. С её помощью он предполагал снять проблему кадрового дефицита в школах сёл и малых городов. Чиновники Минпроса думали целый год и нашли изящное решение, заключающееся в имитации кипучей деятельности, чтобы всё осталось по-прежнему.

Двадцать лет наш президент хочет, как лучше, а ему помогают сделать, как всегда. В новейший период, наверное, нет ни одной социальной программы, которая бы отличалась ясностью, прозрачностью и результативностью. Всякий раз это шедевры бюрократической мысли, где суть противоречит заявленным целям. Ну разве можно решить кадровую проблему привлечением в регион десяти специалистов (такую квоту на год выделили Кировской области)? Причём, 10 - это ещё много. В Чувашии недостаток учителей хотят закрыть 4 земскими учителями, в Тамбовской и Пензенской областях - тремя, в Хабаровском крае - двумя. С особым трепетом к предложению президента отнеслись в Хакасии и Липецкой области. Там привлекут аж по одному земскому учителю, и детям будет кому дарить цветы на первое сентября.

Вся эта кадровая революция происходит после аналогичного "Земского доктора", крайне низкая эффективность которого очевидна для всех, кроме компиляторов, списавших с этой программы "Земский учитель". Например, в моём родном селе врач общей практики, отработав положенный пятилетний срок, сразу уехал, и теперь многие годы врача на медпункте опять нет. Наше здравоохранение ассоциируется с гигантскими очередями (пускай зачастую виртуальными), необходимостью для пациентов ездить на приём и процедуры за десятки и даже сотни километров, неимоверными препонами при вызванном страданиями и болью стремлении попасть к узким специалистам. Нынешним летом мне с момента первого обращения до начала лечения коленного сустава потребовалось 72 дня, 5 выездов в соседние города, 270км пути и 8 часов в "живых" очередях.

Развитие общества всегда сопряжено с трудностями. Опыт отечественной истории показывает, что разные правительства могли воплощать в реалии самые сложные и смелые проекты. Во время столыпинской аграрной реформы 2,5 млн. крестьян переселились за Урал. Сталинское руководство с момента нападения фашистской Германии обеспечило эвакуацию около 18 млн. человек и 2,5 тыс. крупных предприятий. При Хрущёве 54 млн. советских граждан въехали в новые бесплатные квартиры. В годы правления Брежнева сотни тысяч комсомольцев отправились на БАМ и другие великие стройки. А в нынешней России два десятилетия корпят над проблемой дефицита педагогических кадров, и вот после личного вмешательства главы государства наконец-то собрались отправить на село ... полторы тысячи учителей. Даже в лапотном государстве Александра Второго в 19-м столетии масштабы были куда серьёзнее: с помощью земской реформы ему удалось открыть более 5 тысяч сельских школ дополнительно к тем трём, что были при нём построены до неё.

Но если программа "Земский учитель" коренным образом не решает проблему кадрового дефицита, то для чего она вообще нужна? Во-первых, чтобы говорить: "Кое-что у нас всё-таки делается". Кое-что и кое-как - фирменный стиль государственного управления в наши дни. Во-вторых, отчитаться о направлении 1,5 миллиардов рублей на привлечение квалифицированных кадров в сельские школы (каждый земский учитель получит выплату в один миллион). Это несколько меньше, чем годовой доход депутата Госдумы Аникеева, составивший по данным декларации прошлого года 2,3 млрд. руб. И ничего, что в минувшем декабре со статьи "Образование" Госдума сняла пять миллиардов. Депутаты отнимают с размахом. В-третьих, осчастливить полторы тысячи из двух миллионов учителей, что практически идентично условиям лотереи "Столото". Правда, для участия в лотерее, где недавно победительница выиграла миллиард, достаточно купить билет в ближайшем киоске.

А вот земскому учителю придётся переехать: в Кировской области не менее чем за 100км, во Владимирской - хотя бы за пределы муниципалитета, в котором претендент проживает. Так что билеты за свой счёт придётся покупать неоднократно, нужно ведь и с местом работы познакомиться, и с местом жительства определиться. На полученный миллион, наверное, можно потом приобрести квартиру или домик в деревне - то, что многим учителям с их зарплатами в течение жизни вряд ли удастся. Потому, вероятно, немалому количеству педагогов захочется рискнуть пятью годами, и конкурсный отбор будет жёсткий. Советую претендентам внимательно изучать региональные постановления, условия в субъектах федерации кардинально отличаются. Так, например, во Владимирской области земскому учителю не придётся возвращать единовременную компенсационную выплату в случае увольнения при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников, призыва на военную службу, восстановлении на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению суда. В Кировской области эти случаи не оговорены. При прекращении трудового договора по любым основаниям во Владимирской области придётся возвращать выплату в объёме, пропорционально отработанному времени, в Кировской области - в полном объёме.

... Но кому-то обязательно повезёт! В России скоро появятся полторы тысячи учителей - миллионеров. Доложат ли Владимиру Владимировичу, что он стал учредителем новой лотереи? А старение педагогических кадров, безусловно, продолжится, проблема дефицита учителей за время реализации программы, скорее всего, только усугубится. Глядишь, через три года программу продлят, а потом и новую придумают. Идей вроде "Земского учителя" у чиновников пруд пруди.
Tags: Кировская область, Путин, медицина, образование, реформа образования, уровень жизни, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments