igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Василь Быков

Продавец крупнейшего книжного магазина областного центра, удивленно взглянув на меня, начинает искать произведения В.Быкова в отделе для школьников. Однако это не детская литература. Быков - это правда о войне. Горькая, мучительная, страшная правда.
Предлагаю обзор произведений талантливого белорусского писателя, читать которого можно и нужно в любом возрасте.

"Дожить до рассвета".
Для большинства произведений писателя характерно отсутствие лихо закрученного сюжета, фантастических подвигов, вымышленных и отвратительно натуралистичных кошмарных сцен. Трагизм солдатской участи - в обыденности смертельной опасности, в рядовых на войне событиях, когда хочется погибнуть красиво, с громким отзывом, величественно, а обстоятельства и смерть подкрадываются исподтишка, ни для кого незаметно. Случай определял муки миллионов на безвестность.
Никто не забыт, ничто не забыто?
Потерявший лучшего друга при выполнении задания разведчик Ивановский уговаривает генерала направить группу для подрыва обнаруженной базы фашистов. Его отряд преследует цепь неудач: обстрелы немцев, ранения, а после всех тягот и риска оказывается, что база перенесена… Ивановский, отправив группу обратно, с солдатом Пивоваровым обследует местность. Огорченный неудачей он стремится найти значимый объект в тылу фашистов для диверсии, но его случайно тяжело ранят, затем погибает напарник.
Последним усилием воли умирающий лейтенант выползает к дороге и ожидает жертву с гранатой в руке.

"Обелиск".
На невзрачном сельском обелиске над именами погибших 5 школьников рукой выведена фамилия «Мороз».
После похорон сельского учителя Миклашевича автор слушает рассказ бывшего заведующего районо и старого партизана Ткачука. О том, каким учителем в Сельце был Мороз, о его учениках, подпиливших мост для полицаев, их аресте. Как вынужден был учитель добровольно уйти к фашистам, обещавшим в этом случае отпустить детей. Об их казни, и как удалось спастись мальчишке Миклашевичу.
О том, как 20 лет имя Мороза было овеяно недоброй славой «сдавшегося в плен», и Миклашевич боролся за восстановление справделивости.
Лично я особо благодарен автору за такие строки: «Наверное, мы все-таки плохо знаем и мало изучаем, чем было наше учительство для народа на протяжении его истории… Если рос, бывало, смышленый парнишка, хорошо учился, что о нем говорили взрослые? Вырастет – учителем будет. И это было высшей похвалой… Не было ничего более важного и нужного, чем та ежедневная, скромная, неприметная работа тысяч безвестных сеятелей на этой духовной ниве. Я так думаю: в том, что мы сейчас есть как нация и граждане, главная заслуга сельских учителей».
Замечательный рассказ о моих коллегах. Лучшие учителя – что учат примером своим: бескорыстию, стремлению к добру, самоотверженности, верности идеалам.

"Сотников".
Партизаны Рыбак и Сотников получили задание раздобыть отряду продукты. На полном опасностей пути они забрали у деревенского старосты овцу (самого хотели расстрелять, но потом пожалели), а в дороге наткнулись на полицаев. Сотников был ранен, и превратился в обузу для товарища, тот, однако, его не бросил. Укрылись в доме крестьянки, но шедшие по следу обнаружили их и взяли в плен.
Судьба свела в заключении партизан со старостой, не донесшего на них, и девочкой-еврейкой, которую он укрывал.
Рыбак решил перехитрить немцев, прикинуться на время их сторонником, чтобы спасти себе жизнь. Сотников же пытался взять всю вину на себя.
Это повесть о грани, которую, оказывается, легко и незаметно можно переступить, и вся прожитая жизнь, вполне достойная до того, насмарку.
Сотников – больной, страдающий, ведомый в паре с Рыбаком. Это из-за него надо задерживаться, его поджидать, его ранили и ему нужна помощь, из-за его кашля их обнаружили. Но мы понимаем – так могло быть с кем угодно, таковы объективные обстоятельства. В смертную же минуту он проявляет себя Человеком и героем.
Рыбак – вроде хороший солдат. И товарища он не бросил. И вот, оказавшись в плену, перед ожидавшим его повешением, спасает себя, соглашаясь идти в полицаи и участвуя в казни уже на стороне палачей. Оправдывает себя – без него всё то же свершилось бы. Однако, вскоре сознаёт – жизнь его не продолжается, она стала другой – жизнью предателя. И это уженепоправимо, минуты малодушия уничтожили прошлое.

"Знак беды".
Рассказ о жизни крестьянской семьи в периоды коллективизации, репрессий, войны. Череда бесплодных попыток выправить течение судьбы из колеи неудач, раз за разом вспыхивающая и вскоре жестоко гаснущая надежда. Основное внимание теме существования стариков при «новом порядке», испытаниях, приспосабливании, преодолении.
Главный вопрос – чем заслужили люди такие испытания? Участием (неучастием) в несправедливостях, что творились в 20-30-е? Но автор прослеживает личную историю индивидов, которые оказались в ряду полицаев, изгаляющихся над земляками, среди них как кулаки, так и те, кто раскулачивал. Он пытается найти черты в людях мирного времени, которые в экстремальной ситуации превратились в качества нелюдей, мрази - обобщений не получается.

"Круглянский мост".
Опытный подрывник Маслаков берет на дело молодого парня Степку. Задача группы – сжечь Круглянский мост. Операция проваливается, Маклаков убит. Случайное знакомство с подростком, сыном полицая Митей, мечтающим уйти в партизаны, позволяет вернуться к намеченному. Мост взорван, однако, ценой жизни мальчика. Степка не может простить товарищам того, что они сознательно толкнули Митю на смерть.
Даже на такой войне – оправданы ли любые средства? В.Быков проводит мысль, что и здесь человек обязан быть человеком.
Он (и вместе с ним Степка) сочувствует тому, кто не смог застрелить полицая, потому что тот кормил двухлетнего сынишку; кто не стал расправляться с фрицами в удобнейшей ситуации, потому что рядом была деревня и в отместку её бы сожгли; кто рисковал собой и погиб, пусть и «зазря».
Ему (как Степке) неприятен Бритвин, ради успеха операции рискующий не собой, а посылающий на смерть мальчишку.

"Атака с ходу".
Эпизод войны: ротой обнаружена высота перед ж/д станцией, на которой окапываются немцы. Командир принимает решение внезапно атаковать. Успех, одна ночь, а под утро ответным маневром фашисты выбивают наших. С горстью людей Ананьев бросается с ротой в новую, обреченную атаку...
Как оставаться человеком в экстремальных условиях – постоянная тема писателя В.Быкова. Думать о других, уметь сочувствовать, поступать согласно велению собственных сердца и разума … Но обстоятельства порою сильнее.
Tags: литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments