igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Category:

Дистанционное обучение способно значительно расширить возможности образования

В преддверии нового учебного года социальные сети полнятся ссылками на петиции с яростными комментариями против дистанционного обучения. Лишней такая активность не будет, так как собьёт излишний пыл той части депутатского корпуса и правительства, что неустанно думает об оптимизации образования. Мы уже знаем о планах резкого сокращения финансирования отрасли в условиях кризиса, а дистант в том имитационном (во многом) виде, в каком он воплощался прошедшей весной, способен натолкнуть "слуг народа" на самые смелые мысли о дополнительном снижении расходов. То, что дистанционное обучение не может заменить традиционную очную форму, примем за аксиому. В то же время полученный опыт говорит, что потенциально оно может значительно расширить возможности школьного образования.

Но сначала о том, каким оно быть не должно. Записался на интересно анонсировавшиеся курсы цифрового обучения в очень приличное учебное заведение, посвятил им несколько дней, однако по ряду причин пришлось отказаться от затеи. Во-первых, все лекции были начитаны заранее и представляли собой своеобразную аудиокнигу. Без обратной связи, без варианта задать вопрос и обменяться мнениями занятия показались довольно унылыми. Не ощутил особой разницы, как если бы самостоятельно проходил учебник. Преподаватели, конечно, старались провести этапы мотивации и целеполагания, но сделать это без участия другой стороны - сизифов труд. Часть материала вызывала недоумение - зачем это всё, но развеять сомнения было некому, запись. Чем эта вузовская практика отличается от алгоритма, из-за которого взвыли родители: школьнику выдавался номер параграфа, набор упражнений, а разбираться с затруднениями приходилось на общем семейном совете? Во-вторых, курсы позиционировались без отрыва от производства. В действительности предложенный объём содержания и домашних работ требовал многочасового ежедневного погружения: проведение опросов, написание эссе, проверка рефератов сокурсников и т.п. Фактически совместить работу и обучение было нереально, а следующие сессии вообще были назначены на время отпусков, хотя, наверное, составители курсов для учителей должны представлять, что у учителей отпуска в летний период. Так отдельные педагоги-фанаты, считающие, что нет ничего важнее их предметов, заваливают детей непомерным грузом заданий на выходные и каникулы, не позволяя передышек и потом удивляясь, отчего же потом дети получают "двойки" и "тройки". В-третьих, площадкой, где следовало выкладывать и обсуждать выполненные работы, была определена закрытая группа в Фейсбуке. При том, что этот ресурс всегда и беспощадно блокируется установленной в школах централизованной контент-фильтрацией. В этом случае я в полной мере прочувствовал на себе ситуацию, характерную для семей учащихся, где по каким-либо причинам не могли обеспечить доступ в интернет. Передачу заданий нарочным через вахту организаторы курсов не предусмотрели. Только, в отличие от несчастного ребёнка, я мог отказаться от учёбы. Подытожу. Дистанционное обучение уместно, когда оно сохраняет пусть виртуальное, но прямое общение, и аудитория контактирует с преподавателем; когда оно бережно относится к главной человеческой ценности - времени, предпочитая девятому валу информации строгий отбор содержания, чёткие выводы и разумно ограниченные задания на дом; наконец, когда оно технически доступно.

В Кирове функционирует Центр дистанционного образования, чьи услуги востребованы сотнями семей. В первую очередь, здесь учатся дети, чьи особенности здоровья не позволяют посещать образовательные организации. Обучаются юные спортсмены, вынужденные бывать на длительных сборах. Дети из семей, по каким-либо причинам выехавших за рубеж и ориентированных на продолжение образования на родном языке. Сотрудники центра проводят уроки для отдалённых школ, испытывающих кадровый дефицит. Можно полагать, что с весенним опытом функции подобного центра вскоре сможет предложить даже самая обычная школа. Временные ситуации, когда ученики вынуждены пропускать занятия, случаются нередко. Теперь они могут получить консультации на расстоянии. Как бы мы не хотели возвращения коронавирусной волны, угроза остаётся. Заболеет кто-то один, потом другой и придётся снова обращаться к помощи электронного обучения. Но и без коронавируса в переполненных детских заведениях происходят вспышки заболеваний, из-за чего классы периодически закрывают на карантин. В прошлом году осенью мы получили 4 предписания Роспотребнадзора, и по причине выявления определённого числа случаев внебольничной пневмонии несколько классов были отправлены на незапланированные десятидневные каникулы. Дистанционное обучение является наилучшим выходом в подобных обстоятельствах, если к нему быть основательно готовыми.

На мой взгляд, в школе следует ввести использование дистанционного формата в обычных условиях реализации образовательных программ. Я бы предложил совсем небольшую долю регулярных занятий, скорее всего, для старшеклассников. Это нужно для формирования навыков, позволяющих педагогам и ребятам относиться к данной форме уроков без тревоги. Те и другие должны уметь легко включать и отключать веб-камеры, микрофоны, организовывать не только фронтальную, но и групповую работу, обеспечивать приватность и др. Использование тех или иных платформ со временем станет привычным атрибутом учительского инструментария, как не столь уж давно им стали мультимедийные проекторы или интерактивные доски. Кстати, мне кажется неверной идея абсолютного запрета мобильных телефонов в школе. Наоборот, молодых людей нужно мотивировать использовать все современные технологии в учебном процессе, как они используют их в жизни. Дистанционные технологии рисуют перспективу налаживания связей школ, находящихся в разных муниципалитетах, регионах и даже странах. Нетрудно предположить, как выиграет качество обучения иностранному языку при постоянной коммуникации с его носителями. Наша школа в текущем году провела областной онлайн-лагерь для лидеров школьного добровольческого движения, такие мероприятия обещают стать позитивным дополнением к очным форумам и конференциям.

К сожалению, с развалом методических служб очень непросто идёт работа по определению правил и приёмов, при которых дистанционный урок становится эффективным. Не удержусь от повтора застарелого замечания в адрес Министерства просвещения. В нынешнем году школы вновь были изумлены очередным (ставшим практически ежегодным) изменением перечня учебников, рекомендованных для использования. Более двух десятилетий продолжается чехарда с включением и исключением из перечня тех или иных книг по совершенно мутным основаниям. Решения принимаются келейно, без учёта мнения педагогической общественности. Понятно, что каждое такое решение оборачивается многомиллионным оборотом денежных средств, так как образовательным организациям запрещается применять издания, выпавшие из перечня. Вместо того, чтобы бесконечно тасовать колоду не слишком хороших учебников, в нынешний год требовалось пристальное внимание к методике дистанционного урока. Только система не на то заточена. Научно-методическая работа пребывает на задворках, выродилась в потемкинские деревни бесконечных мониторингов и отчётов без видимых результатов. А надо бы разобраться, например, какой должна быть продолжительность урока, максимальная недельная нагрузка на учителя и ребёнка, потому что количество жалоб на перегрузки и усталость превзошло всякие ожидания. Мой личный опыт подсказывает, что конспекты для очных уроков, мириадами хранящиеся на полках, далеко не всегда подходят для дистанта. И отбор содержания, и задания для самостоятельных, практических работ требуют иных подходов. Есть желание предложить группе коллег, с энтузиазмом и вдохновением осваивавших дистанционное обучение, организовать площадку для выявления методов и приёмов, превращающих это обучение не в муку, а в увлекательный и приветствуемый всеми заинтересованными сторонами процесс. Я, к примеру, был бы рад побывать на виртуальном уроке биологии, когда школьники рассказывают об опытах в собственных садах-огородах или растениях, когда ведут трансляцию с поля, луга, леса. Или на уроке географии, когда дети отправляются в познавательные туры. Или МХК, когда они знакомятся с архитектурой на улицах города. Или музыки, если ребята, посещающие музыкальную школу, показывают собственный концерт. Урок обществознания, если проводят онлайн-опрос, онлайн-акцию. И т.д.

Также, по моему мнению, назрела необходимость разработки и внедрения федерального ресурса, который позволял бы педагогам обмениваться наработками и сберегал их время. "Я-класс" пришёлся по душе многим учителям, прежде всего, потому что предлагает удобный вариант составления и проверки письменных работ, высвобождая драгоценные часы, но он платный. С помощью многих тысяч учителей, уверен, появилась бы великолепная база - "методическая копилка", в которой верстать уроки станет одно удовольствие. Такой проект мог бы стимулировать педагогическое творчество, концептуально изменить процедуру аттестации и повышения квалификации, повлиять на совершенствование ЕГЭ, уводя его от натаскивания к заданиям на анализ, обоснование точки зрения, фантазию, поиск оригинальных, нестандартных решений. Этот ресурс вернул бы взаимообучение педагогов, что актуально на фоне исчезновения открытых уроков.

Новое всегда вызывает опасения неизвестностью, неизведанностью. Это новое почти всегда можно использовать как на пользу обществу, так и во вред ему. Всем известно, что всё хорошо в меру. Дистанционное обучение должно перестать быть жупелом. Оно не вытеснит привычную нам школу как явление, потому что для детей и подростков жизненно важно совместно играть и общаться, осуществлять реальную деятельность, развиваться и самореализовываться, опираясь на взрослых. Однако не стоит отбрасывать новые возможности, которые дистанционное обучение открывает.
Tags: дистанционное обучение, образование, школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment