Как-то я привёл домой деревенского друга Толю. Он всё время почёсывал голову. "Ну-ка садись на табуретку!", - сказала ему мама и стала рассматривать его волосы. Я тоже подошёл ближе и увидел: голова, как муравейник - вшей было видимо-невидимо. Мать тогда взяла ножницы и остригла мальчика наголо, а потом вымыла ему голову.
Вши являлись переносчиками опасной болезни - сыпного тифа. Когда тиф пришёл в нашу деревню, то власти с намерением избежать его распространения решили всех больных разместить в нашем доме. Мы с матерью жили вдвоём в довольно большой избе, которую поставил отец перед самым уходом на фронт.
Соседство с больными привело к тому, что я заболел. Мать каким-то чудом убереглась. Тяжёлая болезнь. Температура тела поднималась за сорок градусов. Менялись вкусовые ощущения: любая пища казалась противной. Иногда я терял сознание. Мать не верила, что я выживу, и спросила, как меня похоронить. Я ответил, что не умру - и выжил".

Недавно мы обсуждали с отцом эпизод о размещении больных в жилом доме, в семье с ребёнком, и не могли найти версию, объясняющую такие действия местного руководства. В Википедии значится, что в 1942 году советский учёный Пшеничнов создал эффективную вакцину для профилактики тифа. Широкое её применение позволило предотвратить эпидемию сыпняка в действующей армии и в тылу во время войны. Однако в вятской глубинке её, выходит, почему-то не использовали.