igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Идеолог реформы образования ставит оценку. Себе

Сегодня по видеотрансляции слушал лекцию И.Д.Фрумина "Основные направления развития общего образования до 2020г".

"Исаак Давидович Фрумин — ведущий специалист Всемирного банка в России, научный руководитель Института развития образования НИУ "Высшая школа экономики". Профессор, доктор педагогических наук. Автор более двухсот научных публикаций (в том числе 7 книг, изданных в Росси и за рубежом). Дважды лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования. Лауреат премии Всемирного банка за лучший проект, направленный на улучшение жизни людей. Один из основателей красноярской психолого-педагогической школы, создатель и директор Красноярской гимназии "Универс" — одной из лучших школ России. С февраля 2011 г. И.Д. Фрумин является cоруководителем Экспертной группы "Новая школа" для подготовки предложений по программе социально-экономического развития России до 2020 года ("Стратегии — 2020")".
http://www.forumspb.com/ru/SPIEF_2011/Programme_2011/programm/reporters_4/people/1617?type=reporter

Лектор большое внимание уделил проблемам, рискам современной школы. Однако, слушая его, я не мог отделаться от ощущения дежавю. Судите сами.
Среди основных проблем Фрумин назвал:
- "ветхость" школ, слабую материально-техническую базу большинства из них;
- отставание в области гуманитарной подготовки учащихся;
- состояние педагогического корпуса, где старшее поколение часто не владеет современными технологиями, а молодые учителя не имеют высокой культуры и самооценки;
- отставание качества образования в РФ по показателям применения знаний учащимися;
- неадекватность содержания образования;
- неадекватность воспитательной деятельности школы.

Я не смог удержаться от вопроса: "15 лет реформ - те же проблемы. Почему?".
Внятного ответа профессор не дал. Разве что заявил: "В том числе потому, что не было политической воли в решении вопроса об учительской зарплате" и сделал поправку - не 15, а 10 лет.

Так к чему огород городить и планировать ещё 10 лет бесплодных реформ?! Если нет ясного понимания, что вы хотите, кроме общих фраз об улучшениях и инновациях?
Нельзя было не обратить внимание на состав тех, кто инициирует эту бесконечную реформу с сомнительными сдвигами: до 15 преподавателей московских вузов, среди которых ведущую роль играют профессора ВШЭ; некоторые представители Минобра, в частности, Реморенко; несколько действующих и вышедших на заслуженный отдых директоров столичных школ; сторонние лица, вроде автора проекта "Смешарики". Идеи этого келейного круга уже десятилетие сотрясают систему образования, а генераторы преобразований спустя годы потрясений без зазрения совести перечисляют те же проблемы, что и раньше.

В то же время И.Д.Фрумин признаётся, что никакой катастрофы в российском образовании нет.

По его словам, результат работы общего образования в стране выше, чем можно было бы от неё ожидать, учитывая показатель ВВП. По отношению к странам с аналогичным ВВП уровень образования в РФ выше.
Кроме того, до сих пор дети в России после начальной школы читают лучше всех в мире. По уровню математического образования выпускников РФ входит в "десятку" лучших по данному показателю стран мира.
Недавнее исследование, проведённое в 17 развитых странах, показало, что и сейчас выпускники педагогических вузов России практически по всем показателям входят в число лучших. Однако занимают последнее 17 место по желанию пойти работать в школу.

Фрумин говорит, что одна из самых серьёзных проблем современной российской школы в том, что последний массовый приход в неё людей с достаточно высоким средним уровнем пришёлся на середину 90-х годов. После - провал. Следующая смена поколений приведёт к значительному снижению качества обучения.
Tags: образование, школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments