igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Category:

Учительство - социальный аутсайдер?

В феврале 2011г. Елена Красова опубликовала интересное исследование "Социально-профессиональные характеристики учительства (социологический анализ)". Предлагаю выдержки из этой объёмной статьи.

"Согласно данным общероссийского опроса две трети россиян считают профессию учителя непривлекательной и только 22% – привлекательной. При этом каждый третий полагает, что и большинству сегодняшних учителей их профессия не нравится. Однако доля недовольных тем, как работают представители этой профессии, сравнительно невелика. Лишь 8% опрошенных полагают, что учителя справляются со своими обязанностями плохо (или очень плохо). 33% оценивают качество их труда на «отлично» и «хорошо». По мнению 45% респондентов, учителя справляются со своей работой «удовлетворительно».

Оценивая современное социальное положение учительства, большинство ученых сходятся во мнении, что эта социально-профессиональная группа находится в роли социального аутсайдера: российские учителя не только не смогли трансформироваться в низший слой среднего класса, но в значительной степени стали маргинальной группой.

Усилилась феминизированность педагогических коллективов школ. В начале 2000-х гг. женщины в них составляли 86%, сейчас (исследования проводились в Воронежской области) 95%.
Это показатель высокого уровня гендерной сегрегации. Как только отрасль или профессия становится менее доходной оттуда идет отток мужской рабочей силы.
Следствиями становятся, по меньшей мере:
а) усвоение учениками феминизированной модели поведения и социального контроля;
б) выбор учителями в основном вербальных методов обучения и воспитания подрастающего поколения.

Происходит старение учительства. 62,7% учителей общеобразовательных школ – старше 40 лет, причем почти треть всех педагогов – старше 50 лет. Учителей до 30 лет оказалось 13,5%. Старение педагогических кадров влияет на их профессиональную мобильность, снижает конкурентоспособность, создает социально-психологические установки на неприятие инноваций в учебно-воспитательном процессе, а также проявляется в снижении трудовой активности, в "педагогических кризах".

Ключевым фактором недовольства является заработная плата, с чем связано в определенной мере материальное положение семьи учителя.
Основная масса учителей по самооценке достатка является нуждающимися (43,6%), малообеспеченными (36,9%) и бедными (11,8%). Более 80% педагогов не относятся к средним слоям общества, к которым по своему социальному положению должны были бы принадлежать. Следовательно, основная часть учителей находится в состоянии несовместимого статуса. С этим связаны выводы о вынужденности учительства открываться навстречу социальным инновациям, противоречащим смыслу и содержанию профессии, и, соответственно, об угрозе распада учительства как социально-профессиональной группы. Отметим, что у тех учителей, которые не ощущают материальных ограничений, благополучие связано с внешними, не относящимися к профессии, причинами.

Свыше половины учителей не удовлетворены работой, что коренится, во-первых, в материально-экономических и престижных моментах. Причиной неудовлетворенности выступает не содержание деятельности, а условия работы: большинство к профессии относится лояльно. Недооценка значимости труда учителя исходит чаще всего от государства. По мере того, как деструктивные процессы в школьной системе становятся длительным и привычным явлением, у педагогов укрепляется ощущения «статусной несовместимости». Это состояние чревато фрустрационными процессами и крайними политическими ориентациями.

Во-вторых, исследование показало, что профессиональная деятельность учителя протекает в значительной мере на негативной эмоциональной основе. Типичный воронежский педагог – это раздраженная женщина, по возрасту приближающаяся к 50 годам, работающая в системе, которую она оценивает как стагнационную. Молодых учителей мало, они, как правило, демонстрируют неудовлетворенность трудом и не видят перспектив в профессии.

В-третьих, имеется определенное рассогласование мотивов труда. Романтизм, проявляющийся в оценках «любви к детям», является для него, судя по всему, слабой основой. Усиливается тенденция социально-психологической направленности профессиональных усилий на поддержание индивидуальных жизненных сил, а не на реализацию в полной мере функций образования и воспитания.

В то же самое время,- большинство педагогов видят все-таки перспективу и у них имеются достаточно убедительные установки на активность в профессии, либо связанную с прогрессивными технологиями в образовании, либо с повышением разряда и получением дополнительного дохода. Наибольший удельный вес по факторам привлекательности труда занимают оценки «творческий характер труда и возможность реализовать свои способности».

В-четвертых, при сравнении факторов способствующих и препятствующих работе школьного педагога, можно отметить следующие. Помогают скорее психологические и микросоциальные составляющие - личные качества самого учителя и ближайшее окружение на работе – дети и коллеги. Мешают скорее макросоциальные компоненты – бюрократизация, неэффективная политика в образовании в целом, в организации труда в частности".
Tags: образование, школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments