igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Category:

TIMSS, PIRLS, PISA. Качество российского образования

В проведении перманентной реформы образования власть опирается на результаты, демонстрируемые российскими школьниками в сравнении с достижениями их зарубежных сверстников. Зачастую они подаются, как провальные, как доказательство отсталости нашей образовательной системы. Сетования на слабую подготовку выпускников стали обоснованием революционных перемен, почти десятилетие сотрясающих школу.
Но так ли это?
Существует несколько международных авторитетных исследований качества образования в различных странах.
Одно из них - Third International Mathematics and Science Study (TIMSS) - международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования.
Итоги тестирования по математике следующие.
Год Кол-во стран-участниц Место России Победитель и призёры
1995 (7кл) 38 14 Сингапур, Корея, Япония
1995 (11кл) 21 17 Нидерланды, Швеция, Дания
1995 (8кл) 41 15 Сингапур, Корея, Япония
1999 (8кл) 38 12 Сингапур, Корея, Тайбэй
2003 (4кл) 25 9 Сингапур, Гонконг, Япония
2003 (8кл) 45 12 Сингапур, Корея, Гонконг
2007 (4кл) 36 6 Гонконг, Сингапур, Тайвань
2007 (8кл) 49 8 Гонконг, Сингапур, Тайвань

Пусть без блеска. Однако всякий раз ученики российской школы выступали успешнее американских ровесников, как правило, были сильнее учащихся из Канады, Австралии, Германии, Франции, Англии.
Немногим хуже результаты тестирования по естествознанию.
Год Кол-во стран-участниц Место России Победитель и призёры
1995 (7кл) 39 21 Сингапур, Корея, Чехия
1995 (11кл) 21 15 Швеция, Нидерланды, Исландия
1995 (8кл) 41 14 Сингапур, Чехия, Япония
1999 (8кл) 38 16 Тайбэй, Сингапур, Венгрия
2003 (4кл) 25 9 Сингапур, Тайвань, Япония
2003 (8кл) 45 17 Сингапур, Тайвань, Корея
2007 (4кл) 36 5 Сингапур, Тайвань
2007 (8кл) 49 10 Сингапур, Тайвань, Япония


Ещё один международный проект - "Исследование качества чтения и понимания текста" (Progress in International Reading Literacy Study, PIRLS) - является мониторинговым исследованием качества образования. Его целью является сравнение уровня и качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы в странах мира.
В 2001г. самые высокие результаты по чтению продемонстрировали школьники четвёртых классов Швеции. У 11 стран статистические результаты оказались значимо выше российских, у 8 – схожи, 15 остались позади. В 2006г. четвероклассники из России, Гонконга и Сингапура показали самые высокие результаты. Россия заняла итоговую первую строчку.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся - PISA (Programme for International Student Assessment) - осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР. Исследование PISA проводится трехлетними циклами. Основной его целью является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста (25% детей – студенты учебных заведений НПО и СПО).
Грамотность чтения
Год Кол-во стран-участниц Место России Победитель и призёры
2000 32 27-29 Финляндия, Канада, Новая Зеландия
2003 40 32-34 Финляндия, Корея, Канада
2006 57 39 Корея, Финляндия, Гонконг
2009 65 43 Китай, Корея, Финляндия

Математическая грамотность
Год Кол-во стран-участниц Место России Победитель и призёры
2000 32 22 Япония, Корея, Новая Зеландия
2003 40 29-31 Гонконг, Финляндия, Корея
2006 57 32 Тайбэй, Финляндия, Гонконг, Корея
2009 65 38 Китай, Сингапур, Гонконг

Естественнонаучная грамотность
Год Кол-во стран-участниц Место России Победитель и призёры
2000 32 25 Корея, Япония, Финляндия
2003 40 24 Финляндия, Япония, Гонконг
2006 57 35 Финляндия, Гонконг, Канада
2009 65 39 Китай, Финляндия, Гонконг

Итоги именно данного исследования раздражают российских чиновников от образования, дают повод для гневных тирад о «бездарных педагогах».
Но с чего ожидать высоких показателей в одной отдельно взятой сфере? Россия среди лидеров по потреблению наркотиков, алкоголя, проведению абортов, случаям суицида, количеству заключённых на 100тыс. населения. Возглавила «чёрный список» опасных для авиаперелётов стран. Входит в десятку государств, наиболее опасных для инвестиций. В нашей стране риск получить смертельную травму в 4 раза выше, чем в ЕС, сравним с Анголой и Либерией. Наряду с Ираном и США Россия возглавляет список наименее популярных в мире стран.
По рейтингу удобства ведения бизнеса Россия занимает 123 место среди 183 государств, по рейтингу восприятия коррупции – 154, находясь на одном уровне с Папуа Новая Гвинея, Конго и Камбоджей. Только 2% предприятий отечественной фарминдустрии отвечают мировым стандартам. По индексу развития человеческого потенциала Россия 65-я из 169 стран.
Доводы об озабоченности общественности низким уровнем школьного образования надуманы. Минимальным размером оплаты труда, который в России в 15 раз ниже, чем в Люксембурге (кстати, в PISA чаще располагался ниже нас), самыми низкими в мире налогами с богачей, людей озабочено не меньше, но тут почему-то власть настаивает на стабильности.
А, главное, десятилетие реформ почти никак не сказалось на качестве ответов российских подростков. Спрашивается, если бесплодным оказался такой период времени, что изменится до 2020г., если снова доверить штурвал образования тем же модернизаторам?
Tags: образование, школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments