igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Categories:

Уйти из большинства

Порядок и стабильность современной России нарушились декабрьскими выборами в Государственную Думу. Сразу вслед за ними родилось, как факт неординарный и чрезвычайный, протестное уличное движение.
Отношение к митингам и демонстрациям, их лозунгам и призывам разное. Превалирует мнение, что процент несогласных слишком мал, чтобы обращать на него серьёзное внимание. Из стана лидеров государства недвусмысленно прозвучала реплика о враждебном иностранном влиянии, провоцирующем подобные выступления, а большинство россиян сделало выбор и им вполне удовлетворено. Когда главные персоны парламентской оппозиции с сытым и довольным видом поддержали эту точку зрения, несогласное меньшинство должно было сузиться до микроскопических масштабов.
Однако неожиданно всё вышло не так, и выставляемый одиноким голос протеста покатился по далям и весям, словно слова Гулливера в земле лилипутов. Десятки тысяч российских граждан вышли на улицы, сотни тысяч заполнили возмущением интернет-пространство, миллионы самых терпеливых замерли в напряжённом ожидании адекватного ответа политической элиты. Чем же объяснить парадокс, когда 100% думских депутатов, оказывается, вовсе не представляют интересы и взгляды многих миллионов сограждан, когда избранный на всенародном голосовании парламент – сам по себе, чей-то слуга, но не народа?

Надо понимать, что голос пресловутого большинства в России – традиционно тишина и молчание, которые привычно выдаются, как по пословице, за знак согласия. Большинство там, где созданы условия властью, как в годы церковных гонений или церковного расцвета. По сути же - в борьбе «за место под солнцем», пусть оно хоть в очереди во времена сплошного дефицита, в рядах партии, обещающей карьерный рост или преференции в соперничестве с конкурентами. Авангард молчащего большинства всегда предпочитал мелкие интрижки, посильную мзду и воркование на ушко. Такому народцу нынешняя российская власть ох как рада, что прекрасно демонстрировали предвыборные встречи с «патриотической молодёжью» и прочими отобранными аудиториями. Блеск обожания в глазах, бурные аплодисменты, отсутствие лишних вопросов – никакие таланты и трудолюбие не сравнятся с таким ресурсом для обеспечения жизненного комфорта.
Рядовой же состав молчаливого большинства – аморфное, растёкшееся, равнодушное, непритязательное «болото». Не так давно прошёл шокирующий сюжет из Китая: на дороге был сбит двухлетний ребёнок, и в течение нескольких минут его объезжали, не останавливаясь, машины. Страшная ситуация. Только так ли странно нам равнодушие? Даже если не брать во внимание всколыхнувшие общественность репортажи вроде тех, где подонки жарили мужчину на Вечном огне, а мимо упавшей на рельсы метро девушки, словно мимо упавшей пылинки, спешили очевидцы несчастного случая. Молчаливое большинство – образно - те, кто готов выворачивать руль и оставлять за спиной если не умирающего ребёнка, то погибающую страну. Да какой спрос с рядового человека, коли, бывало, короли заявляли: «После нас хоть потоп!»?!

И вдруг среди россиян обнаружилось много тех, кто больше не хочет, не может молчать, не может бездействовать.
Как на пожаре. Где большинство охает и вздыхает. Где с полыхающего дома огонь начинает перекидываться на амбар, в окно которого просовывает морду телёнок и дико мычит. Сбежавшиеся дети начинают плакать, тащат свои маленькие ведёрки с водой и песком, но взрослые не пускают. И вдруг до пожарных подъезжают молодые ребята, прикрывшись мокрой дерюгой, сбивают (всего-то!) деревянный засов, и телёнок выбегает, начиная вскоре пожёвывать невдалеке травку к радости ребятни.
Словно в пригородном автобусе, в котором кондуктор высаживает первоклассника, забывшего проездной билет. Высаживает зимой, в мороз, на оживлённой трассе, за два километра до дома. И среди большинства пассажиров находятся те, кто протягивает червонец за проезд мальчугана.
Как у мемориала павшим воинам, где памятник солдату обрамлён сплошной каменной стеной, хорошо укрывающей от ветра и посторонних глаз, донося разве что обрывочные голоса. Среди большинства прохожих появятся те, кто застыдят, прогонят весёлую и дурную компанию, и к 9 мая здесь не будут валяться сотни бутылок…
Бессловесному большинству трудно понять чужую боль, чужое страдание, тем более непонятно, как можно выступить в их поддержку. После разгрома южнорусских дружин на Калке монголами северо-восточные летописцы с радостью отмечали, что их князья не участвовали в битве. И расплывались в довольстве, целых четырнадцать лет - до Батыева нашествия. Конечно, можно радоваться личному преуспеванию или тихому безопасному прозябанию. Не замечать, что где-то там за 8 лет между переписями 2002 и 2010гг. исчезли 8 тыс. деревень, а 19 тыс. существуют лишь на бумаге. Веселиться, что нет тебя среди обманутых дольщиков. Что другие существуют в городских клоаках, не твоих близких незаконно преследуют, и тебе лично не жаль порвавшее с родиной меньшинство эмигрантов. Что с коррупцией и бюрократией можно уживаться. А демократия, избирательные права, свобода – теория, всё равно наверху виднее, они решают. Можно бездумно и бессовестно лететь по ветру, плыть по течению, стоять в многочисленном ряду зевак.

…В декабре 1825 года зеваки наблюдали, как восставшие офицеры требовали конституцию на Сенатской площади и были разгромлены, а позднее их идеи народовластия и отмены крепостничества объявлены западными и чуждыми.
В декабре 2011 года у каждого из нас есть шанс не оказаться в ряду зевак, что поверят, будто идеи демократии, свободных и честных выборов, свободы и прав человека – западная ересь. Есть шанс покинуть ряды молчаливого равнодушного большинства. Есть шанс творить историю собственными руками. И при определённых обстоятельствах оказаться в новой России – где будут не люди для власти, а наконец-то возникнет власть для людей.
Tags: политика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment