igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Лицеи и гимназии. Тучи сгущаются

В 1990-е годы в России фактически была выстроена система двухуровневого образования, когда наряду с массой общеобразовательных школ возникли инновационные учебные заведения - лицеи, гимназии. Конечно, по закону все образовательные учреждения находились в одинаковых рамках, но лицеи и гимназии получали большее финансирование, сосредотачивали в своих стенах наиболее одаренных, способных детей, лучшие кадры, передовые идеи. Обучение здесь стало престижным, сюда потянулись обеспеченные родители, которые могли устроить свои даже не самые смышлёные чада за определенную мзду.
Сегодня обеспеченность материальными, кадровыми и прочими ресурсами инновационных школ на порядок выше, чем в рядовых заведениях.

За первое десятилетие нового века ситуация "устаканилась", какие-то школы были закрыты, какие-то преобразованы в основные, часть стала специализироваться на работе с массовым контингентом "троечников", ниша лицеев и гимназий была чётко определена.
Однако Федеральный Закон № 310-ФЗ от 8 ноября 2011г. внёс изменения в ст.16 и 31 Закона "Об образовании".
Отныне Правила приема граждан в муниципальные образовательные учреждения для обучения по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием граждан, которые проживают на территории муниципального района, городского округа, закрепленной органами местного самоуправления за конкретным муниципальным образовательным учреждением.

В Кировской области письмом от 15 марта 2012г. Департамент образования пояснил, что определённый микрорайон будет закреплён за каждым образовательным учреждением, независимо от его вида. При этом при приёме в школу запрещены какие-либо вступительные испытания.
Таким образом, лицеи и гимназии столкнутся с проблемой, которая поставит под удар всю нынешнюю систему - в к ним хлынут дети без всякого предварительного отбора, что не позволит сохранить подавляющее большинство классов, где практически все ученики с высочайшей познавательной мотивацией.

Я уже слышу отзывы: "Ну вот теперь попрыгают, оказавшись в нашей шкуре!". Корректно ли это?
Думаю, нет.
Хотя я согласен, что нынешняя система не является справедливой. Но это не значит, что её нужно ломать в корне.
Кировская область занимает 1 место в России по числу победителей всероссийских олимпиад на 100тыс..жителей, и подавляющее большинство успехов - это достижения экономико-правового, физико-математического лицеев, Вятской гуманитарной гимназии, лицея естественных наук и других инновационных учебных заведений.
И в СССР одарённые дети занимались в специализированных учебных заведениях. С учётом достижений последних лет эту дающую хорошие результаты систему нужно сохранить. В ином случае последствием будет не только ломка наработанного коллективами опыта работы с одарёнными детьми (а это, считаю, отнюдь не так просто, как некоторым кажется), но и невозможность для части одарённых детей попасть в среду, где они наилучшим образом могли бы раскрыться - места будут заняты по территориальному принципу.

А существующую несправедливость в ресурсном обеспечении ликвидировать не устранением маяков, а большем внимании к финансированию и обеспечению "обыкновенных" школ. Нужно разрабатывать систему мер не по принципу ослабить сильнейших, а по принципу подтянуть отстающих.
Tags: Кировская область, школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments