igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Category:

Ужас в 44 школе

Андрей Малахов в своём ток-шоу на Первом канале по-прежнему активно освещает конфликтные ситуации, связанные с современной российской школой.

На сей раз рассматривалась ситуация в 44 школе г.Тюмени, где одна из родительниц выложила на форум обвинение в адрес ученицы Важениной, что та - "тварь" - сколотила банду и на протяжении целого года избивает учеников младших классов прямо на уроках, а, "главное, насилует девочек". У самой родительницы, так и оставшейся анонимной, не явившейся на передачу, по её словам, изнасиловали дочь в возрасте 11 лет (или чуть старше) - полтора года назад. Несовершеннолетняя Важенина (на момент предполагаемого преступления ей было лет 13-14) сегодня арестована, идёт следствие.

Кроме интернет-обвинения, факта задержания и невнятной поддержки пострадавшей родительницы двумя дамами из родительского комитета ничего конкретного по произошедшему случаю не прозвучало. Была продемонстрирована обшарпанная общага, где собираются после уроков члены "банды" - "хлевом" назвал её Малахов и воскликнул: "Как тут вообще можно жить?!", хотя в таких условиях, полагаю, в России живёт немалая часть жителей и вряд ли среди них много тех, кто не хотел бы свою жилищную ситуацию улучшить. Но это другой вопрос. Опрошенные учителя, одноклассники, учащиеся школы, в основном, сомневались, что всё было именно так, бабушка Важениной отвергала обвинения и отстаивала интересы внучки.
Так что судить о происшествии возможности нет.
Меня потому коробило постоянно звучавшее в эфире слово "тварь" в адрес юной девушки, чья вина ещё не доказана, чья роль в той истории пока до конца не выяснена.

Аудитория ток-шоу была вынуждена предполагать, домысливать ситуацию и идти на какие-то обобщения. Естественно и привычно в зале кричали о школе, как закрытом рассаднике всякого зла, педагогах, которые недостойны работать с детьми и т.п. Понятно, что никто никого не хотел слушать, и умные, достойные внимания, на мой взгляд, реплики тонули в общем хоре возмущения и причитаний по поводу "нехорошей школы". Удивило, что вся дискуссия вокруг темы жестокости в подростковой среде была сведена к внутренней проблеме школы.

Аудитория - срез российского общества, я её строго не сужу. Многие у нас любят давать советы и делать выводы из поверхностных наблюдений, не утруждая себя необходимостью погружаться в глубину проблемы.

Оставаясь "совками", большинство россиян всё ещё предъявляют школе советские требования оставаться краеугольным камнем в воспитании подрастающего поколения. В таком понимании, что бы ни случилось с детьми школьного возраста - школа виновата. Печально, что современный и талантливый Андрей Малахов укоренился в подобном заблуждении. Люди продолжают жить представлениями эпохи, которой нет уже 2 десятилетия. А ведь за это время изменились фундаментальные основы российского образования, они и не заметили.

Школа (и это закреплено во всех нормативных документах, законах) оказывает образовательные услуги. Она обучает, в том числе содействует воспитанию ребёнка, но ключевая роль в процессе воспитания у неё давным-давно отнята. В 90-е годы о воспитательной функции школ вообще переставали говорить, но вал асоциальных проявлений в молодёжной среде заставил власть частично вернуться к опыту советской школы. Только опять больше в декларациях, чем на деле.

Соответственно, у школы отняты практически все средства воздействия на ребёнка, кроме слова.
Школа не имеет права привлекать ученика даже к мало-мальскому труду, даже к элементам самообслуживания - нарушение прав. С первого класса ребёнок в школе - потребитель, а педагоги - вроде парикмахеров, официантов, уборщиков - представители сферы услуг.

Учитель не имеет права сказать ученику грубое слово, выставить за дверь, применить какое-либо иное наказание. Учитель (в 90% случаев - женщина) сам беззащитен перед хулиганствующими субъектами. Он уже "двойку" поставить сегодня часто не может, потому как последуют разбирательства с администрацией - с чего бы это школы с наполняемостью в тысячу человек годами выдают 100% успеваемость! Кто заметил резкий рост компетентности и профессионализма, ума и эрудиции в нашем обществе, уменьшение числа неадекватных, слабоумных людей? А ведь результативность статистики учебных заведений фантастическая.

Как беззащитна часто сама администрация. Ответственность за проступки ребёнка, совершённые в школе, несёт сама школа. Ни за испорченные парты, разбитые стекла, сломанные приборы и т.п. на практике сегодня невозможно взыскать ущерб. Фактически сегодня школьного хулигана невозможно привлечь к серьёзной ответственности - школа не может никого от него изолировать, не может его исключить.

В России создана достаточно большая сеть структур, которые должны вести работу по профилактике правонарушений. Участковые имеют такую обязанность. Кто видел участковых в школах? Созданы при администрациях инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних, отделы по опеке и попечительству (если родители не желают заниматься детьми), отделы по делам молодёжи, при полиции - подразделения по делам несовершеннолетних. Случайно ли на ток-шоу из сотен людей никто не вспомнил о существовании этих структур?

Школа может только убеждать. Но слово её в отличие от советских времён не находит поддержку ни в СМИ, ни в книгах, ни в общественном сознании, ни в родительском отношении. Эффективность этого слова сегодня крайне низка.

Поэтому чаяния на то, что школа в её нынешнем состоянии, с её нынешними возможностями способна предотвратить случаи, подобные тюменскому, напрасны. Не будет этого.

Однако полностью соглашусь с претензией ведущего по поводу стремления школьных администраций замалчивать проблемы, скрывать нелицеприятные факты, пускать пыль в глаза. Только в какой сфере российского общества теперь иначе? Школа в целом не может быть на порядок лучше общества, в котором находится. Ей присущи те же социальные болезни, что и повсюду. Если повсеместно распространены лицемерие, ложь и коррупция, то их не может не быть в школе. Конечно, в меньших масштабах в силу специфики. Но предъявлять советские требования к школе капиталистического общества - нонсенс и утопия.
Tags: телевидение, школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment