igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

В стране фарцовщиков, стиляг и несунов

В СССР было много лжи.
Было много обид, связанных с подавлением индивидуального начала. Страдали художники, писатели, учёные. Преследовались диссиденты. Сахаров сидел в нижегородской ссылке. Слово «КГБ», со зловещей интонацией произносимое в голливудской продукции, заставляло трепетать всю планету. Пива и лимонада вдоволь хватало лишь в дни выборов, а выборов-то настоящих и не было. Не спорю.
Я поведу речь о другом.
На заднем плане в ту пору оставались граждане, которые также являлись многочисленными жертвами советского режима, их личное своеобразие совершенно не учитывалось. К примеру, фарцовщик, вынужденный скинуться на посылку голодающим детям Африки, лишался модных штанов, и это его раздражало. Стиляга, желавший существовать с зелёным «хаером» без стройотрядов и комсомольцев, проклинал тоталитаризм. Несун тащил с рабочего места всё, что плохо лежало, и его высмеивали в «Крокодиле». Предприимчивого с деловой хваткой человека обзывали спекулянтом и барыгой, преследуя за жадность, корысть. Тунеядца мучили в товарищеском суде, алкоголика в ЛТП. Мошенник, даже если не хватало писаных законов, репрессировался по партийной линии.
Да, было так. Общее и коллективное имеют привычку наступать на человеческое эго. Солидарность и эмпатия могут задевать человеческую оригинальность.
Чтобы отстоять право на самостоятельную мысль, идею, творчество личность в Советском Союзе должна была быть яркой, талантливой, духовно богатой. Тогда она врывалась в авангард – одна, другая, третья, сотая – и возникал феномен советской культуры, тот, что сегодня вызывает «ностальгию» по тем временам и предопределяет бесчисленные ремейки. В условиях якобы всесокрушающего идеологического диктата, тотальной несвободы родились уникальные советские кино, музыка, авторская песня, телевидение, спорт, наука, космонавтика, балет, шахматы, «физики и лирики»…
А вот крушение оков железного занавеса отнюдь не привело к массовым всходам новых Глазуновых, Распутиных, Любимовых или Высоцких.
Почему? Почему свобода, ликвидация цензуры не усилили, наоборот, остановили культурный прорыв, наблюдавшийся в эпоху Советов? Разве меньше стало одарённых людей? Нет, конечно. Просто место талантов оказалось занято.
На днях пересмотрел фильм «Обыкновенное чудо». Великолепная сказка Е.Шварца, замечательная постановка М.Захарова, изумительная игра актёров - Е.Леонова, А.Миронова, О.Янковского, Е.Симоновой, А.Абдулова! Песнь любви, благородству, верности, отваге: «Кто смеет рассуждать или предсказывать, когда высокие чувства овладевают человеком? Нищие, безоружные люди сбрасывают королей с престола из любви к ближнему. Из любви к родине солдаты попирают смерть ногами, и та бежит без оглядки. Мудрецы поднимаются на небо и ныряют в самый ад - из любви к истине. Землю перестраивают из любви к прекрасному. А ты что сделал из любви к девушке?» - маленькая толика Шварца, которая по силе и значению своему перевешивает всё исписанное, отснятое, пропетое – словом, навороченное современным бомондом исключительно из любви к деньгам.
Фарцовщики овладели телевидением. И вот вместо научно-популярных передач – бред сивой кобылы об астрологии, хиромантии, магии; вместо юмора – зубоскальство уровня ПТУ; вместо детских программ – засилье низкопробных мультсериалов. Три столпа российского ТВ: всевозможные игры на деньги, ток-шоу во главе с «Домом-2» и криминальные летописи – это же воплощённый мир фарцовщика, «сбылась мечта идиота».
Стиляги теперь на сцене. Им позволили петь, они купили это право и вылезли из пивбаров. Раздетые актрисы прельщают зрителей обнаженными телесами, из динамиков ритмично бренькает и стучит, в микрофон орётся:
На твоих диванах сходим с ума мы,
Мы как две мадамы после нирваны.
Мы так летали, что не заметили твою мать,
И она сказала, что я просто бл"дь.

Мама Люба давай, давай, давай,
Мама Люба давай, давай, давай...
«Несуны» в киноиндустрии. Они унесли и спрятали куда-то всё возвышенное и доброе. Признанный лучшим фильм 2011г. «Жила-была баба», несмотря на эпичность и былые заслуги режиссера, один критик очень точно определил как «производственную катастрофу». Если лучшим признаётся фильм без единого проблеска светлого, без всякой надежды и веры, где только мерзость, где главную героиню (аллегория России) постоянно насилуют, если не насилуют, то бьют, если не бьют, то унижают, а глубокой жалости не возникает, то это приговор современному кино. Хотя решение жюри понятно – картина хотя бы выпадает из канвы коммерческих поделок и за одно это заслуживает быть отмеченной.
В стране мошенников, барыг и спекулянтов возобладала понятная им культура - только её образчики способны приносить доход. Она вынесла на гребень волны «звёзд», которые всерьёз озабочены лишь роскошью нарядов, комфортом гостиниц и гладкостью кожи. Способны ли они создавать произведения, которые войдут в культурную сокровищницу, а не окажутся изделиями одноразового пользования? Ответ очевиден. То, что вчера давало рейтинг в интернете, миллионы просмотров, эфир, тиражи, сегодня воспринимается, как забавная ерунда, а завтра будет прочно и навсегда забыто. И это естественно там, где искусство направлено на извлечение прибыли. Виллы, драгоценности, дорогие яства – единственный реальный плод такого искусства.
Получается, в наших условиях свобода и рынок гораздо эффективнее государственной цензуры поставили заслон подлинной культуре. «Талантам надо помогать». Дефицит талантливых произведений рано или поздно заставит государство создавать системы поиска придавленных валом безвкусицы и бездарности достойных художников. Но великие мастера советской эпохи тихо уходят, и кого оно призовёт на помощь? Попсовых «звёзд»? И круг окончательно замкнётся.
Tags: культура, общество, телевидение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments