igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Шило на мыло

Затаив дыхание, в стране ждали оглашения нового состава правительства. Новый президент с новым премьером (или старый президент со старым премьером?) замутили ту ещё интригу. Путин с Медведевым вели себя таинственно, разговаривали полунамёками, Владимир Владимирович даже отказался от саммита "большой восьмёрки" под предлогом занятости формированием правительства.
Все ждали сенсаций. Прихода ярких людей с чётко звучавшей позицией, с идеями, способными вселить надежду на изменения к лучшему.
Однако великое кремлёвское сидение закончилось пшиком. Старая когорта министров, конечно, сильно разбавлена свежими именами, но большинство новых лиц - представители прежней команды, заместители, либо те, кто известен полной и безмерной поддержкой проводившихся ранее реформ.

Типичный пример - смена самого непопулярного министра прошлого правительства А.Фурсенко, отвечавшего за науку и образование, на Ливанова.

Вроде радость, это понятно. Ничего хорошего школа при Фурсенко не дождалась. Хотя он, естественно, придерживается иной точки зрения и, подводя итоги своей деятельности, говорит:
"...ни один человек, который имеет непосредственное отношение к школе, сегодня уже не скажет, что за последние пять-шесть лет ситуация не изменилась в лучшую сторону. Вот я был на днях в Кургане. Обычная школа. И учителя, и родители, конечно, говорили мне: "Ремонт надо сделать". Еще что-то надо... Но на прямой вопрос: "Значит, как было, так все и осталось?" — ответили: "Андрей Александрович, зачем вы так? Небо и земля".

Нет, хотя бы один да скажет. Вспоминаю ответ Фурсенко на мой вопрос, почему за одну и ту же работу заработная плата учителей в разных регионах различается в разы и может существенно различаться даже в пределах района, города. Фурсенко ответил: "В Москве жизнь дорогая, там зарплаты должны быть больше. И вообще оплата труда - это задача местного уровня". Таков был уровень министра, который ни на йоту не брал на себя ответственность за социальное положение работников в управляемой им сфере.

Я поинтересовался у коллег на всероссийском школьном портале, что хорошего сделано при Фурсенко. Не вспомнили ничего.

Фурсенко успокаивает себя мыслью: "Сегодня профессия учителя в принципе становится вполне конкурентоспособной. Мы это видим ... по снижению свободных педагогических вакансий — всего около 0,5 процента от общего количества ставок".
На сайте Департамента образования Кировской области на 1 мая 2012г. более 500(!) вакансий педагогов, в том числе около 350 в школах - это в конце учебного года! Принято решение, что аттестационная комиссия школы может рекомендовать директору принять для преподавания того или иного предмета человека без должного образования. А что делать, если есть школы, где 5-6 вакансий?

Стало ли за годы руководства Фурсенко радостнее и счастливее в школе детям, стали ли комфортнее с материальной и психологической точки зрения педагогам, повысился ли авторитет школьного образования в глазах родительской общественности - такие вопросы никогда не заботили министра. "Скатертью дорога", - хочется сказать ему вслед.

Только назначение преемником Фурсенко Дмитрия Ливанова, бывшего замминистра образования и науки, ректора Московского института стали и сплавов, вряд ли будет означать смену курса в сфере образования.

Во-первых, в новой структуре правительства сохранилось министерство, объединяющее под своим крылом высшее образование и науку со школьным образованием и детсадами. Новый министр, естественно, будет тяготеть именно к науке - этим он занимался все предыдущие годы, проблемам науки и высшего образования посвящал интервью и статьи в газете "Ведомости". О современной школе он знает мало и, вероятно, совсем не представляет, что с ней делать. Остаётся надеяться, что Ливанову удастся в короткие сроки погрузиться в глубину проблем общего образования, но надежда эта слишком призрачна.

Во-вторых, Ливанов - безусловный сторонник ЕГЭ. Вполне возможно, что всё школьное образование Ливанов, подобно Фурсенко, сводит исключительно к этому экзамену, так как никаких иных свидетельств его интереса к школе нет. Он выдвигает идею ЕГЭ-2 (для выпускников вузов). И также Ливанов выступает за сокращение бюджетных мест в вузах. Цитата: "... из тех семи миллионов студентов, которые у нас есть сегодня, на самом деле учатся не больше двух или двух с половиной миллионов, а остальные должны перестать заниматься имитацией этого процесса, перестать изображать получение высшего образования...". В вузах, на его взгляд, должны учиться 20% выпускников школ, 80% - в СПО и НПО.

Таким образом, линия Фурсенко, скорее всего, будет сохранена - линия невнимания к школьному образованию и последовательного снижения доступности образования высшего.
Tags: политика, школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments