igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Category:

М.М.Поташник. Первое впечатление


Сегодня посетил первую часть лекций Марка Максимовича Поташника "Урок 21 века".
 
Не буду говорить в восхищённых и восторженных тонах, что-то и не устроило, где-то был не согласен, но в целом вынес самое благоприятное впечатление. Думаю, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, в своё время работавший в МГУ, не нуждается в роли вещателя-пророка и слепом послушании аудитории. Его цель, как сам он признался, побудить педагогов к самообразованию, заставить их несколько с иной стороны взглянуть на ставшую будничной профессию, и - с юмором - "хотя бы на месяц полюбить детей, которых приходится учить".
 
Понравилась цельность натуры лектора, его честность и прямота с сохранением такта, конечно, глубочайшие знания, умение держать внимание слушателей и непоказное стремление повлиять на улучшение ситуации в родной педагогической сфере. "Мне уже 70 лет, - говорит Поташник, - и кривить душой незачем".
 
За дефицитом времени оставлю разговор о заинтересовавших меня идеях и мыслях учёного на следующие дни. Пока же остановлюсь на 3-х моментах, с которых Марк Максимович начал свои курсы.
 
Во-первых, на жёстком неприятии позиции, отстаивающей доминанту знаний, умений и навыков в школе. Он привёл пример С.Мавроди ("МММ"), имя которого золотыми буквами было отчеканено на стене школы, что он оканчивал, получая с первого по выпускной класс исключительно "5", но из-за деяний которого сотни тысяч людей были разорены, а 57 человек покончили самоубийством (следует указать, что суд прямой связи в данном случае не установил). Поташник заявил, что директор, настаивающий на приоритете ЕГЭ и ЗУН - "урод, которого надо увольнять, выдавливать из школы". По мнению академика, школа, прежде всего - воспитание.
 
Во-вторых,  главную педагогическую задачу Поташник формулирует как стремление школы научить и воспитать любого ребёнка, "даже если он тупой, неопрятный, грубый и т.п.". По его мнению, если 10 педагогов не в силах найти подход к одному ребёнку, то они не справляются с обязанностями. И, наоборот, если учитель способен обучить ребёнка со слабенькими возможностями, оказавшегося в трудной жизненной ситуации - значит, он состоялся как профессионал, и сможет работать в любом лицее или гимназии, где попроще.   
 
В-третьих, Поташник попросил разделять понятия "Отечества", "страны" и "государства". К проводиым реформам в системе образования он относится негативно, но его призыв к учителям - верить в своё призвание! Если вы чувствуете, что у вас получается работать с детьми, ваши методы и приёмы приносят пользу, эффект - то никакие регламентации министров и прочих чиновников не должны останавливать вас.
 
О практических идеях, касающихся вопроса, каким должен быть современный урок - в следующий раз.

 

Tags: образование, очевидец, школа
Subscribe

  • Михалыч

    На минувшей неделе ушёл из жизни Владимир Михайлович Бушуев - ветеран профтеха, некогда славного училища № 25, коренной уроженец Бобино - своего рода…

  • Хитрулька

    Хитрулька. - Попробуй мой салатик, - уговариваю дочку скушать винегрет. – Посмотри, какая в нём вкусная свёкла, морковка, лучок, солёные огурчики!…

  • Танцы без льда

    Наш добрый Дед Мороз. На новогодний утренник Маша проспала. Одевалась с неохотой, капризничала, заявила, что выступать не будет, а только станет…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments