igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Category:

М.М.Поташник. Личность и толпа

 

Можно ли за два неполных дня лекций составить сколько-нибудь полный портрет человека? Нет, наверное. И тот образ одного из передовых педагогов современности, что сегодня у меня появился, безусловно, в чем-то поверхностен и, несомненно, субъективен. Однако сам академик Марк Максимович Поташник - настоящий проповедник субъективизма, он не должен обидеться на это мнение, даже если случайно наткнётся на него в интернете. Поверьте, среди мотивов данного отзыва отсутствует даже малейшее желание причинить ему боль. Но это будет честное слово, такое же честное и искреннее, как прослушанные лекции. Право же, надо быть в самом деле незаурядной, исключительной личностью, чтобы кому-то после нескольких часов аудиторного общения захотелось написать твой портрет.
 
Уверенность Марка Максимовича, порою граничившая с самозабвенной её чертой, не поразила - он заслуженный, одарённейший, глубочайший специалист, было бы странно видеть бесконечное сомнение в том, кто ездит по стране учить других.
Нельзя, впрочем, было не заметить довольно напряженной атмосферы, установившейся между частью присутствующих педагогов и лектором. Откровеннее всего данное обстоятельство проявилось в ряде записок (на моём жизненном пути встретил подобное впервые), где вначале полунамёками, а затем и вовсе открыто было произнесено: "Создаётся впечатление, мы тут - ничтожества..."  Люди пытались возразить на ту резкую критику, что допускал в адрес массы учительства профессор, он зачитывал вопросы вслух и почти всякий раз давал уничтожающую отповедь: "Мне Вас жаль...", "Вы толком даже сформулировать не умеете..." и т.п. Правда, что они хотели, авторы записок? Чтобы учёный во всеуслышание стал расхваливать их за невероятно тонкий и мудрый вопрос? И оскорблялись неприкрытой наготой ответа?
 
Часть зала раздражалась безапелляционностью суждений Поташника, его ироничностью, переходящей в сарказм, многочисленными примерами повседневной школьной практики, которые без лакировки, так скажем, без фотошопа, выглядели уж чересчур безобразно. Чего, чего, а деликатности в Марке Максимовиче вовсе нет. Есть неделикатность вкупе с плохо скрываемой надменностью и присущей пожилым людям (тем более перенесшим инфаркты и инсульты) нотационностью... Мой портрет не выходит ли чуть отталкивающим? Боже, я того не хотел.
 
Академик, показалось мне, намеренно противопоставлял себя большинству. Специально обобщал, утрировал, гиперболизировал, желая ранить, и тут же несколько смягчая уколы сносками на дурную политику государства, насаждённую им нищету. Показательна иллюстрация Поташника к лекции, как выразителю её настроения (полагаю, именно настроения) - анимационный фильм Г.Бардина "Адажио", где уникальными средствами выражена история Иисуса - распятие одиночки всеми, а затем поклонение всех ему, а затем поклонение без него (моя личная трактовка, возможно, слишком вольна, условия демонстрации были далеки от идеальных).     
 
Многие посетители курсов не хотели видеть академика в таком неприглаженном, естественном виде. Спрашивается, почему? Ведь он говорил очень умные, дельные вещи, предлагал ожидаемое и востребованное, научное и в то же время практико-ориентированное. Он, убеждён, добился своей главной цели - расшевелил большую часть присутствоваших педагогов, и те вскоре полезут повторять закономерности обучения, систему классификации методов обучения, возрастную психологию и другие подзабытые темы.
Никто не отрицал его дар, талант, глубину решения образовательных проблем. Так почему неординарный, блестящий автор педагогических трудов не может быть таким? Почему не может быть резким, вспыльчивым, неудобным, колючим?
 
Ведь сам Марк Максимович привёл замечательный пример того, что вся внешняя мишура борьбы "кто что сказал" чаще всего малостояща. Когда А.Д.Сахаров выступил против афганской кампании, Верховный Совет из 6,5 тысяч лучших представителей общества - Героев СССР, Героев Соц.труда и др. - освистал его, кто-то швырял блокноты, кидал в него ручки. Но прав-то оказался один...
 
Мнение Поташника - не мнение в последней инстанции. То, что он жестоко называл "пошлым", "уродливым" - а многое из этого присуще нашей педагогической общественности - не есть абсолютная истина. Сам академик много раз повторил тезис об относительности истин. Так зачем таить смертельную обиду за искренность, так контрастировавшую с растёкшейся по нашей современной стране фальшью? Библейская истина гласит, что пощёчина друга куда лучше поцелуев недоброжелателя. Марк Максимович предстал, в моём понимании, другом. Невыносимым порою, но другом, верным и настоящим.     
 

Tags: Кировская область, Слободской район, образование, очевидец, школа
Subscribe

  • Михалыч

    На минувшей неделе ушёл из жизни Владимир Михайлович Бушуев - ветеран профтеха, некогда славного училища № 25, коренной уроженец Бобино - своего рода…

  • Танцы без льда

    Наш добрый Дед Мороз. На новогодний утренник Маша проспала. Одевалась с неохотой, капризничала, заявила, что выступать не будет, а только станет…

  • Рисунок пятиклассника как доказательство, насколько мы разные

    Начинающая учительница поделилась необычным и трогательным эпизодом, произошедшим на уроке литературы в 5-м классе. В нём учится тихий, застенчивый…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments