igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Правительство Кировской области начинает новое наступление на сельские школы

За первое десятилетие нового века в области уже было сокращено порядка двухсот образовательных учреждений. На планах власти форсировать этот процесс сказалось ожесточённое сопротивление жителей и вменяемых руководителей территорий, понимающих что закрытие школ на селе, может быть, и приносит экономию бюджетных средств региона, но лишает проживающих здесь детей доступности образования и, в конечном итоге, ставит крест на таких населённых пунктах. И хотя у нас свобода передвижения, но если учесть стоимость жилья в городах и даже райцентрах, то по факту деревня держит людей не хуже крепостного права.

Судя по концепции развития образования Кировской области на 2012-2015 годы, принятой, что теперь стало правилом, без какого-либо обсуждения с педагогическими коллективами и общественностью, главная проблема власти - малочисленные сельские школы, которые "съедают" бюджет. К сожалению, школы в глубинке годами работают в условиях дилеммы: "Закроют? Не закроют?", что создаёт в них угнетающую атмосферу - и это постоянный атрибут идущей модернизации. Заявленная в концепции как главная цель - обеспечение доступности качественного образования - абсолютно противоречит способу её достижения. На самом деле цель была сформулирована губернатором Н.Ю.Белых в 2010 году так: " "По нашим оценкам, нам в Кировской области, для организации процесса нормального функционирования, требуется порядка 100, может быть, 110 хороших крупных школ. У нас их 630". Региональное правительство лишь наводит туман витиеватыми фразами концепции. Если перевести на простой русский язык, там сказано, что область не может финансировать подавляющее большинство из оставшихся школ, а готово выделять средства лишь на 70 базовых - сюда в будущем детей будут свозить на уроки информатики, физики, химии и т.п., потому как современное оборудование будет поступать только в такие школы.

В июле на глав муниципальных образований поступило письмо за подписью заместителей председателя областного правительства Галицких и Перескокова, начинающего новый этап борьбы против вятских селян. Указано, что основные и средние школы следует оставлять лишь в случае удовлетворения их следующим требованиям: не менее одного класса с 5 по 9 (11) в каждой параллели с числом учащихся не менее 6. То есть, если в 10 класс набралось 5 детей, то школа должна потерять статус средней, а если в 7 классе обучаются 3 детей, то и основной ей, по замыслу правительства, быть негоже.
Что это означает для муниципалитетов? Например, в Слободском районе из существующих 16 школ этим требованиям отвечают лишь 5. Получается, в остальных населённых пунктах должны остаться лишь начальные школы.

Только как 70 школ могут обеспечить доступность образования на площади, равной площади такой страны, как Греция, непонятно.

В области в страшном состоянии дороги. Высочайшая аварийность. Пьяные за рулём, то и дело убивающие людей. И в этих условиях власть собирается вытолкнуть на дорогу тысячи детей! Чтобы школьные автобусы выехали со своих деревенских маршрутов на самые оживлённые трассы и ежедневно рисковали детскими жизнями.
Подвоз детей школьным автобусом в условиях мизерной оплаты водительского труда приводит к тому, что за руль либо садятся водители, не имеющие обязательного трёхлетнего стажа управления автобусом (июльская проверка прокуратурой выявила 3 таких случая в одном только Уржумском районе), либо встают на прикол.

В области нет денег на школы. Однако власть заговаривает о строительстве и содержании интернатов. Это ж в каких интернатах будут жить современные дети? Там, где из всех развлечений - ламповый телевизор да шахматы, где вместо потерянных пешек используют найденные в дырявом полу шашки?
Я постоянно сталкиваюсь с нежеланием родителей отправлять своих детей в специализированные школы-интернаты даже по показаниям психолого-медико-педагогических комиссий. Неужто власть полагает, что дети из отдалённых районов будут учиться в Проснице, а родители их будут созерцать лишь на каникулах? Кто в нашей стране, где повседневностью стали случаи похищения и насилия над детьми, отпустит своего ребёнка жить и воспитываться в интернатах?

Идея базовых школ, конечно, в определённой мере полезная. В этих школах, да, можно концентрировать наиболее дорогостоящее оборудование - какие-нибудь интерактивные глобусы за 500тыс.руб. Но лабораторное оборудование по физике, реактивы по химии, компьютеры для занятий по информатике, проекционное оборудование должны быть во всех школах! В базовых школах можно строить бассейны, но спортивные залы и оборудование должны быть всюду! В базовых школах могут работать творческие лаборатории педагогов школьного округа, но квалифицированные специалисты должны быть во всех учреждениях!

А что нам подсовывают под видом развития? Опять - пыль в глаза. Будут отдельные показательные школы (хотя хорошо, что уже десятки, а не единицы), а убожество остальных сохранится.

Под красивые речи о доступности и повышении качества образования областное правительство самым несправедливым образом перераспределяет средства в пользу отдельных учебных заведений (так называемых государственных школ), отказывая сельским даже в элементарно необходимом. В 2012 году на капитальный ремонт и обеспечение безопасности госшкол из областного бюджета выделено более 30 млн. рублей. Для сравнения: на все школы Слободского района (сопоставимо по количеству) было потрачено 3 млн.руб. (но если подошла чья-то очередь в капремонте крыши и отопления, то реально другим школам достаётся от 20 до 80 тыс.руб.). На создание в госучреждениях условий, отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, в 2011/2012 учебном году направлено более 26,8 млн. рублей. В 2012 году планируется оснастить современным оборудованием еще 9 школ на сумму около 36 млн. рублей. Это при том, что в сельских школах порою не на что купить мел, а приобретение учебного оборудования не осуществляется годами. Действующий в регионе закон о нормативном финансировании уже привёл к тому, что в сельских школах сокращены ставки заместителей по воспитательной работе, социальных педагогов, психологов, педагогов-организаторов ОБЖ.

В этих условиях региональная власть лицемерно говорит о плохом качестве обучения на селе. Ровно так же можно сравнивать футбол в исполнении кировского "Динамо" и "Барселоны", если не учитывать их бюджеты. Но дело-то в том, что даже специально создаваемые условия для вымирания маленьких школ не позволяют говорить о неком гигантском разрыве в показателях "маяков" с отобранными высоко мотивированными на обучение гимназистов и лицеистов и результатах сельских учреждений, где учатся все подряд. Не случайно Кировская область по результатам выпускников постоянно входит в десятку лучших. Этого бы не было без высокого среднего уровня в целом, без этих ненужных правительству многочисленных сельских школ.

Да, большинство школ малы. В прошлом году в Слобоском районе была закрыта Роговская школа, и 12 её учеников начали возить на школьном автобусе в Светозарево за 25 километров. Какой ценой даётся ребёнку дорога - час туда и час обратно - отдельный вопрос. Если в СССР позволяли себе строить сельские школы даже в войну (одна из таких - Пиксурская - в Даровском районе была построена в 1942 году, а закрыта в 2009, и 20 учеников стали ездить за 20км по разбитой трассе в райцентр), то теперь другие приоритеты.

Область, несомненно, сэкономила средства на сокращённом штате учреждения. Но легче ли в финансовом отношении стало муниципалитету? Содержание школьных автобусов само по себе дорогостоящее, а так как начальные школы теперь предписано оставлять, то в любом случае содержание зданий останется за нищими муниципалитетами. Впрочем, несмотря на нищету, муниципальные органы власти, как правило, до последнего отстаивают свои детские учреждения. Потому что это - надежда на возрождение. Надежда, что здесь оживится-таки производство, наконец-то будут востребованы люди. Что здесь продолжится жизнь.

Жизнь, которая ещё теплится в деревнях и сёлах, вот главная проблема для нашего правительства. Остановить эту жизнь - и не будет трат на школы, больницы, дороги. И только противные людишки вроде меня сопротивляются и мешают - хотят жить, хотят работать, хотят растить детей. И задают неудобный вопрос - а почему бы вместо мер, которые однозначно против жизни, правительству озаботиться развитием и принять программу не умерщвления, а комплексного развития сельских территорий? Конечно, это гораздо сложнее, чем сокращать и ликвидировать. Однако нужно ли нам такое правительство, которое не хочет и не может этим заниматься?
Tags: Кировская область, образование, школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments