"В газете «Вятский наблюдатель» от 3 августа депутат Слободской районной думы Игорь Олин опубликовал статью «Новое наступление на сельские школы». В ней автор, поднимая вопросы школьной сети, доказывает, что сельские школы закрываются по причине экономии финансовых средств, а они, даже малочисленные - это надежда на возрождение. Сейчас не место и не время вступать в полемику с уважаемым депутатом, но думается, что в очередной раз причина подменяется следствием. На самом деле все начинается не с закрытия школы, а с ликвидации хоть какого-то производства, которое давало людям работу и удерживало их в конкретном селе или поселке. В поисках трудоустройства население вынуждено покидать обжитые места, по той же причине не возвращается и молодежь, ей негде приложить свои знания. Еще два года назад количество малочисленных школ составляло 73% от их общей численности, теперь уже более 78%. И, несмотря на двукратное увеличение финансового обеспечения, большинство малочисленных школ и в первую очередь сельских не могут обеспечить современных условий обучения и поддерживать необходимое качество образования. Не хватает учителей, а число, имеющих высшую и первую квалификационные категории на четверть ниже, чем в городских школах.
Бюджет не располагает необходимыми средствами для организации в малокомплектных школах по сути индивидуального обучения. При этом сохраняющаяся сеть малочисленных школ расходует значительные финансовые ресурсы, отнимая их у детей, обучающихся в крупных школах. А ведь, если непредвзято оценивать качество их работы, то становится ясно, что средства расходуются без всякой гарантии на достижение требуемых результатов. Поэтому сохранение малочисленных школ любой ценой в том виде, в каком они сейчас находятся, фактически закрепляет неравенство сельских школьников в получении качественного образования. И если, не обращать внимания на проблемы сельских школ, а надеяться только на чудо возрождения, то мало что изменится. А вот дети растут и не могут ждать и расплачиваться своим будущим, за то, что школьные годы прошли вне коллектива сверстников, что неэффективные учителя не вооружили необходимыми знаниями, из-за плохих условий оказалось подорванным здоровье.
Конечно, мы не враги тем, кто живет на селе. Поэтому и предлагаем не закрывать школы, а формировать такую сеть, которая бы и сельским детям открывала возможности получить хорошее образование. Для этого мы обязаны создать в этих школах такие условия, которые позволяли бы школьникам не отставать от своих сверстников, обучающихся в школах с большим количеством учащихся. И, я думаю, нам надо двигаться к тому, чтобы сельские дети завершали среднее образование в крупных государственных школах.
Для этого мы предлагаем сделать еще один шаг и объединить ресурсы небольших школ с государственными школами, создав школьные округа. А для усиления работы с одаренными детьми, ГОУ г. Кирова, имеющие огромный опыт возглавят образовательные кластеры, которые объединят ресурсы общеобразовательных учреждений, работающих по гуманитарным, естественнонаучным, физико-математическим и другим дисциплинам на углубленном и профильном уровнях. В 2012 году проведена предварительная работа по разработке нормативной документации и с нового учебного года школьные округа и кластеры вступят в режим функционирования".
Кстати, весь доклад получился содержательным, честным, проблемным, что редкость в нашей системе образования. Но пока выскажу несколько соображений в связи с прозвучавшим ответом, не повторяя основные положения статьи, что можно прочитать здесь http://www.nabludatel.ru/new/2012/07/27/pravitelstvo-kirovskoj-oblasti-nachinaet-novoe-nastuplenie-na-selskie-shkoly/.
Хочу повторить пассаж главы департамента: "...сохраняющаяся сеть малочисленных школ расходует значительные финансовые ресурсы, отнимая их у детей, обучающихся в крупных школах". Некоторые и заплакать могут. Однако в действительности, по-моему, всё в точности до наоборот. На ремонт и обеспечение государственных школ помимо областного закона о подушевом финансировании были выделены десятки миллионов рублей, что несопоставимо с теми крохами, которые достаются сельским учебным заведениям. Упомянутый закон создал преимущества для крупных школ, совершенно недостаточно учитывая специфику сельских. Среди получателей миллионных грантов в области, пока действовал национальный проект, практически сплошь были крупные городские школы, некоторые получали их не по разу. А в соседней Нижегородской ситуация была, например, совершенно иной. Не секрет, что бюджеты инновационных школ значительно пополняют родители, что невозможно на селе, исходя из жизненного уровня его жителей. В реальности политика областного правительства уже давно - это изъятие в пользу привилегированных учреждений ресурсов, что часто лишает маленькие школы элементарно необходимого. Ведь весь бюджет последних - это оплата электроэнергии, теплоснабжения, водоснабжения, зарплата (часто с дефицитом) и всё. Суммы внушительные, но в то, что собственно и называется образовательным процессом, уже два десятилетия нет никаких вложений.
И если заглянет в такую десятилетиями нефинансировавшуюся школу, нет, не губернатор (он не поедет), а Медведев (он ведь один любил неожиданно куда-нибудь заглянуть, больше не на кого надеяться), то попросту упадёт в обморок. Потому правительство приняло решение и, несомненно, доведёт его до конца, тем более что в России открытием это не станет. Ключевой посыл: ""Главное, что может дать результат в условиях недостаточности ресурсов – это их концентрация". У департамента образования вести иную политику нет средств. А такие решения в прошлом давали результат - ЕГЭ, олимпиады и т.п. Парадокс, как регион с наиболее низкими показателями в области оплаты труда и условий образовательного процесса постоянно выдаёт в стране одни из самых высоких показателей качества обучения. Это умелое управление системой образования? Это какой-то особенный уровень педагогов благодаря тому, что в областном центре издавна работал педагогический институт? Хорошо отлажена система повышения квалификации? Или вовремя сделана ставка на "маяки" - лицеи и гимназии?
Другой вопрос, какой ценой достигается этот приемлемый результат. 1 сентября 78% педагогических коллективов школ области снова начнут учебный год в состоянии депрессии. Впереди нет перспектив. Районы уже столкнулись с проблемой закрытия директорских вакансий - желающие идти даже на более-менее приличную зарплату находятся с большим трудом. А ведь по новым требованиям вступающий на должность директор должен представить программу развития школы. Что представлять, когда впереди - окончательная деградация и гибель? Как учителю нести радость детям, когда впереди нет работы и нужно думать о судьбе детей собственных? Ведь эти коллективы, состоящие из выпускников вуза, направленных когда-то государством в деревню по распределению, теперь - всего лишь отработанный, никому ненужный, "недостаточно квалифицированный" материал.
Хочется думать, что власть не забудет сельских детей. Что им всё-таки обеспечат возможность обучения в создаваемых образовательных ресурсных центрах, сумеют снять проблемы транспортной доступности, проживания. Только я в это не верю - экономическая расчётливость и торжествующее неуважение к любому меньшинству не позволят. Село обречено вместе с его жителями. Но таков был выбор большинства.