igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Блестящая организация ничтожного дела

ЕГЭ с его погоней за баллами превратил головы российских юношей в хранилища бесчисленных фактов. Можно лишь удивляться их невероятной вместимости - то ли там золотые горы знаний, то ли свалки всякого информационного мусора.

Только сегодня эти юноши страдают. Страдают от отсутствия возможности спокойно беседовать, неспешно рассуждать, дискутировать, приходить к самостоятельным (пусть в эту пору часто - ошибочным, неполным, наивным) выводам. Нет на это времени в погоне за результатом. Нужно нагрузить свою память как можно большим количеством информации, нужно знать точки зрения тех, других, третьих и прочих.

И никого в современной школе не интересует, а что думает сам молодой человек. Никто не даёт ему слова для изложения собственных мыслей. А ведь именно в старших классах было бы полезно слушать друг друга, говоря о морали и праве, гражданственности и патриотизме, религии и культуре. Не только изучать стандарт, заучивать понятия, писать тесты на оценку, а вести диалог. Однако школьная программа до того насыщена, что некогда спросить ученика, как и чем он живёт, как оценивает происходящие события.

Тем удивительнее, что в текущем учебном году по стране обеспечено введение учебного курса ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики) в 4 классах. Так в Кировской области с 1 сентября начали его изучение 11900 четвероклассников в 541 школе. Подготовленная региональным Институтом развития образования аналитическая справка сообщает, что по вопросу введения данного предмета в прошлом году в области состоялось 182 (!) совещания различного уровня. Всего в указанных совещаниях приняло участие 3873 чел. Выбор модулей родителями учащихся 4-х классов распределился следующим образом: основы светской этики выбрали - 61,2%; основы православной культуры - 27,9%; основы мировых религиозных культур - 9,4%; основы исламской культуры - 1,5%; основы буддийской культуры - 0,02%; основы иудейской культуры - 0,008 % (в Нагорском районе модуль будет изучать 1 ребенок).

Департаментом образования Кировской области в 2011 г. в ОАО «Издательство «Просвещение» осуществлена централизованная закупка учебно-методических комплектов по модулям учебного курса ОРКСЭ с электронными приложениями в количестве 16484 экземпляров на общую сумму 1723,9 тыс. руб. (замечу, что при этом треть обучающихся области приобретали учебники по основным предметам на родительские деньги). На федеральные средства были закуплены и распределены по школам 350 комплектов журнала «Божий мир». Всего преподавать учебный курс ОРКСЭ начали 706 учителей, все они прошли специальные двухнедельные курсы.

Что ж, проделана большая работа, затрачены усилия тысяч людей, из бюджета ушли нелишние миллионы. Только вот ради чего? Какой смысл в 4 классе затрагивать сложнейшие мировоззренческие вопросы по выбору родителей (который нередко диктуется ещё возможностями школы), с которыми не всякому взрослому разобраться по силам?

Ребёнок в таком возрасте абсолютно несамостоятельный, ведомый. Марксизм-ленинизм в советское время преломлялся в сознании пионеров в горны, барабаны, галстуки, тимуровское движение, гимны, пионерскую клятву. Ничто из перечисленного не помешало повзрослевшим пионерам предать забвению все коммунистические идеалы. Во что превратятся дети, массово изучающие ОПК? Будут носить нательные кресты, читать молитвы, петь псалмы, совершать крестные ходы? Только станет ли это гарантией, что через определённое время они, как было когда-то с православным народом, не начнут по новой сбрасывать церковные колокола и переделывать храмы под скотные дворы?

Что, по большому счёту, даст школьный курс иудейской культуры ребёнку в Нагорском районе? Разовьёт толерантность - у него, у одноклассников? В 10 лет ребёнку в игры играть, осваивать навыки элементарной вежливости, учиться понимать "что такое хорошо и что такое плохо". И разве мало в этом направлении делали учителя начальных классов - женщины, многие из которых просто подвижники? И вот они должны идти в класс, объясняя малопонятные догматы, каноны, обряды, таинства? Зачем? Зачем это навязывание идеологии со стороны государственного института, каким является школа?

Вопросы религиозных культур в достаточной мере освещаются в курсе истории и обществознания в старших классах, а уж вопрос выбора ("модуля" - убеждений) - это вопрос совершеннолетнего человека. На мой взгляд, лучше ввести час "для бесед" выпускникам, чтобы они могли выговориться на волнующие темы. Вот только какие курсы потребуется пройти педагогам, чтобы вести с юным поколением откровенный разговор о "18+" на сайтах общественно-политических изданий, выборных фальсификациях, покушении церкви на светские устои государства, полицейском произволе, общественной морали, ориентированной на звёздную телетусовку?
Tags: Кировская область, религия, школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment